|
Ровно год разделил релизы дебютного альбома Procol Harum и второго их диска. Срок достаточный, чтобы музыкальные критики и эксперты, а также заинтересованные слушатели смогли распробовать, прочувствовать и оценить его достоинства и недостатки. Впрочем, даже не сам альбом, как таковой, будоражил умы и сердца всей этой публики, а сингл "A Whiter Shade Of Pale", осенью 1967 года произведший фурор по обе стороны Атлантики. С тех пор группа пребывала в лучах своего грандиозного успеха, выжидая, чем это всё завершится. Чтобы понять, как жить дальше.
Видимо, что-то для себя решив, Procol Harum, сохранив неизменным состав, продюсера Денни Корделла (укрепив эту позицию молодым и амбициозным Тони Висконти в качестве помощника Д. Корделла), записали пластинку под названием "Shine On Brightly". Здесь впору порассуждать о пресловутом синдроме второго альбома. И повод для этого, что называется, лежал на поверхности.
Судите сами. Второй альбом недавних дебютантов был принят довольно прохладно. Никакими почестями и регалиями не удостоился ни сам LP, не была хоть как-то отмечена ни одна из его композиций. Более того, пластинка не засветилась ни в одном хит-параде, ни в одном чарте. Но в то же самое время и ни о каком провале речь не велась. "Shine On Brightly" словно не заметили, что, конечно же, было не так. Объяснение здесь могло быть только одно - вольно или невольно народ сравнивал новую работу РН с предыдущей. И эти сравнения были явно не в пользу "Shine On...".
Это было в те времена, когда ещё только формировались новые стилистические платформы (хард-рок, прогрессивный рок), пока всё было зыбко, размыто, неопределённо. У молодых начинающих британских коллективов, по сути, были три направления своего развития. Можно было дрейфовать в фарватере "битлов" или "роллингов" (Badfinger, Fleetwood Mac), либо делать ставку на популярную в те годы психоделию (Pink Floyd, Soft Machine), или же осваивать "белый" блюз (Cream, Free, Ten Years After).
В конце 60-х годов даже термина "прогрессивный рок" ещё не существовало. РН и не подозревали, что уже в том же 1968 году играли что-то подобное. Нет, они всё ещё играли психоделию, но делали это творчески, расширяя рамки этого стиля, тем самым развивая основы нового направления популярной музыки. Развиваясь при этом сами. Причём, весьма стремительно. Этап, по итогам которого РН определились со "своей музыкой", они миновали за 1,5-2 года, в то время как, допустим, те же Pink Floyd "убили" на это лет пять-шесть.
И уже на том временном отрезке группа твёрдо входили в когорту ведущих авангардных британских коллективов. Однако все эти умозаключения стали аксиомой значительно позже, когда РН, вырулив на свою творческую магистраль, ни шатко, ни валко продвигались по ней без блеска, хотя и без очевидных проседаний. А их верные поклонники, в отсутствии реальных перспектив на более светлое будущее своих кумиров, вынуждены были жить воспоминаниями. Тогда-то и произошла переоценка ценностей.
Возможно, это был спорный момент, но многие из тех самых поклонников и даже экспертов с уверенностью называли "Shine On Brightly" лучшим альбомом РН, вершиной творчества группы.
Однако первое время, что называется, по горячим следам, британская пресса была куда менее лояльна к этой пластинке. Допустим, по мнению обозревателя журнала "Rolling Stone" дебютный альбом РН был более "сытный", а новый показал весьма незначительный рост группы, и "...если её музыканты решили воспользоваться старыми подходами для создания новой пластинки, то для обычного слуха это оказалось малоинтересно".
Но прошли годы и альбом "Shine On...", как благородное вино, набрал кондиции, действительно став одним из пиков в истории РН. Так нередко бывало, когда творческая ретроспектива давно угасших исполнителей указывала на то, что самое лучшее с какими-то из них случилось в далёком прошлом.
Так что же тогда так насторожило музыкальную общественность в этой пластинке? Предположу, что избыточная меланхолия, местами граничащая с депресняком. И это не будет преувеличением. При этом к качеству музыки, как и к её исполнителям, вопросов не возникает. Напомню, что четверо из пяти музыкантов РН - самоучки. Лишь Мэтью Фишер имел частичное музыкальное образование. Между тем, стоит отметить, что технически как инструменталисты прибавили все пятеро. Более тонко и слаженно смотрится тандем клавишников (Г. Брукер - М. Фишер), ну и, конечно же, гитара Робина Трауэра звучит активнее и смелее, чем это было на дебютной пластинке. При том, что в РН гитара никогда не являлась доминирующим инструментом.
Но если чем-то эти парни и удивили британо-американскую аудиторию, так это содержанием второй стороны своего альбома. Произведений подобного формата (по существу - это рок-сюита в пяти частях под общим названием "In Held 'Twas In I" продолжительностью почти 18 минут) до РН не делал никто. Да и позднее мало кто отважился браться за столь грандиозные формы. Из значительных случаев вспомнилась, пожалуй, лишь потрясающая связка "Paradise" / "The Spell" легендарных Uriah Heep из их альбома 1972 года "Demons And Wizards".
Так вот, "In Held 'Twas In I" достойна того, чтобы рассмотреть её более детально.
Начать, пожалуй, следует даже не с самой сюиты, а с предшествующего ей трека "Magdalene". Напрямую с "In Held 'Twas..." эта вещь не связана, но её напряжённо-депрессивное звучание как нельзя лучше подходит в качестве прелюдии к этой сюите. Иначе говоря, "Magdalene" воспринимается как вступительная часть к "In Held 'Twas In I". Кстати, этот скорбный номер наводит порой на размышления: что для творческого дуэта Г. Брукер - К. Райд было первичным - тексты или мелодии к ним? Вопрос, конечно, риторический, но подумать есть о чём.
Первая из пяти частей нашей рок-сюиты ("Glimpses Of Nirvana") - это по существу два монолога в исполнении Брукера и Райда. Суть здесь такова: Странник (Г. Брукер) забирается высоко в горы Тибета и общается с Далай-Ламой (К. Райд). Вот завершение монолога тибетского монаха:
"...Они говорили, что Иисус исцелял больных и помогал бедным,
И те, кто колебался, верили его взгляду.
Всё это довольно сомнительно,
Но, всё же, запиши это, чтобы потом донести до остальных.
Однако есть что-то, что пусть так и останется недосказанным,
Чтобы оно никогда не вызывало споров и сомнений,
Ибо невозможно понять, как это работает..."
Между двумя монологами звучит краткая эпитафия Брукера на фортепиано, трогательная и печальная.
Внезапно в эту скорбь вихрем врывается некая цирковая вакханалия, бодрое шумное представление сродни бродвейскому бурлеску из прошлого столетия с легкомысленными проигрышами Г. Брукера на фортепиано и обилием бессвязных выкриков. Возможно, некий потаённый смысл в этом диссонансном фрагменте ("'Twas Tea-Time At The Circus") и присутствует, но моему пониманию он недоступен.
Далее - "In The Autumn Of My Madness" в неподдельном психоделическом инструментальном сопровождении. Есть ощущение, что суть сюжета отчасти проясняется (хотя, не исключено, никакого сюжета и нет). Но определённое впечатление, надо признать, всё это производит:
"... Осень моего безумия,
Она уже на пороге.
Потому и ночи теперь намного темнее
И дневной свет не столь ярок.
И того, во что я верил, уже недостаточно.
Осознавать реалии всё труднее
И двигаться вперёд нет уже сил..."
Какой-то пронизывающей душевной болью и гнетущей безысходностью пропитана мелодия этой части. Здесь и текст уже не столь важен, характер музыки всё объясняет без слов. С некоторым напряжением в ожидании следующего фрагмента.
Четвёртая часть ("Look To Your Soul") начинается неожиданно с хард-рока. В исполнении Procol Harum - это прямо-таки нонсенс. Но нет, вполне себе уверенная тяжёлая инструментальная поступь в преддверии вокального взрыва от Гэри Брукера. Что вдвойне удивительно, если иметь в виду, что Брукер с его ограниченными возможностями и способностями в качестве ведущего вокалиста в составе РН представлялся фигурой вынужденной. Однако в данном случае он превзошёл самого себя и посрамил скептиков, что в нём сомневались. По крайней мере, на какое-то время. Но, похоже, в ходе студийной работы над "Shine On..." Брукер был в отменной форме, раз ему удалось (дважды!) вытянуть высокое и долгое "ля" в этом номере. Да ещё и с таким текстом:
"... Одни говорят, что я мудрец,
Другие считают, что я дурак.
В каких-то ситуациях это не так и важно,
Пусть я буду дураком мудреца.
Урок ведь тем и важен, чтобы его усвоить,
И обучаясь, я буду обучен.
Ведь ничего нигде не спрятано,
Надо всего лишь хотеть найти.
И поэтому, если вам что-то известно,
Успейте взглянуть на время,
На других, что остаются в неведении.
Да, не совершите непоправимого.
На самом деле всё ведь так просто -
Стоит лишь заглянуть в свою душу. Да".
А вот и завершение. "Grand Finale". Небольшая пасторальная кантата для хора с оркестром и роскошной сольной гитарной партией Робина Трауэра в самой концовке. Это было красиво.
Главная отличительная особенность альбома - затейливая вязь психоделии с элементами европейской классической музыки. В этом, помимо достижений основных саунд-мейкеров группы, я усматриваю несомненное влияние продюсеров. Это, собственно, и были первые образцы прогрессивного рока, пока ещё неочевидные, нуждающиеся в хорошем уходе и благодатной почве.
Увы, но не эта группа станет той "лабораторией", где образцы дадут всходы, и будет получен первый урожай. Словно испугавшись собственной смелости, Г. Брукер и компания под названием Procol Harum свернёт на обочину, уступая дорогу более решительным парням, сама же забьётся в тихую спокойную нишу, где её, похоже, всё будет устраивать, а последующие вскоре частые смены состава превратят подающий немалые надежды коллектив в заурядную команду.
Но это будет уже совсем другая история. |
|
Вы можете зарегистрироваться на сайте или залогиниться через социальные сети (иконки вверху сайта).