|
МАЯТНИК.
После окончательного и бесповоротного распада The Beatles в 1969 г., калифорнийцы из Creedence Clearwater Revival какое-то время считались самой коммерчески успешной группой и обладали короной лучших в поп и рок-музыке. Менеджмент CCR всячески эту легенду подогревал. После выхода в релиз "Cosmo's Factory" квартет из Сан-Франциско отправился в недолгий гастрольный тур Mondo Bizzaro 1 и весьма успешно его провёл. Все были в ожидании нового LP от этих парней. Джон Фогерти был невероятно заряжен сделать по-настоящему роковый альбом и на этот раз собирался подготовить материал без очередных каверов, как это случалось прежде.
"Pendulum" запустили в продажу в декабре 1970 года вместе с книгой Джона Холлиуолла "The Inside Creedence", по замыслу организаторов прилагавшейся в комплекте к альбому. Количество только предварительных заказов на экземпляр первого тиража этой книги перевалило за 40 тысяч. Дж. Фогерти не кривил душой, когда заявлял, что будущая пластинка будет необычной. На фоне прежнего стабильно-узнаваемого саунда стандартного (две гитары и ритм-секция) квартета, который пятью предыдущими студийными альбомами обрёл своеобразный бренд, свойственный только CCR, "Pendulum" удивляет (а порой настораживает) обилием органной музыки и саксофона. В какой-то степени такое неожиданное решение объяснялось давними дружескими отношениями четвёрки Creedence с инструментальной ритм-энд-блюзовой формацией Booker T. & M.G.'s, у которой эл. орган являлся неотъемлемым инструментом. Барабанщик CCR Дуг Клиффорд рассказывал: "Эти парни были нашими идолами. Мы пытались что-то от них перенять. Джону не терпелось сделать что-нибудь на Хэммонде. Он был неплохим мультиинструменталистом. Никто и не спорил, что это Джон делал самое главное для создания нашей музыки, но и остальные не сидели сложа руки. Стю делал какие-то партии на клавишных. Есть партия, которую он исполнил на электро-клавишных VOX ещё 30-х годов, их он по случаю купил на какой-то барахолке".
Наибольшую популярность в этом LP приобрели две песни: "Have You Ever Seen The Rain?" и "Hey Tonight". Они были популярны настолько, что в январе 1971 года были растиражированы отдельным синглом. И это был лишь первый тираж. В течении года эта сорокопятка только в Штатах была реализована на двойную "платину" (свыше 2 млн. копий). Для сравнения - в Великобритании объём её продаж едва превысил 250 тысяч штук. Наивысших мест (т.е. первых) сингл достиг в Канаде и ЮАР, а во многих европейских странах входил в десятку лучших. По версии Billboard Hot 100 - всего-то восьмое место, а вот популярный в те времена музыкально-маркетинговый журнал Cash Box поднял эту пластинку на третье.
Любопытно, что содержание "Have You Ever...", этой незатейливой, но оказавшейся столь привлекательной песенки, вызвало неожиданный ажиотаж. Многие так называемые эксперты смысл её текста уверенно увязывали с такими серьёзными животрепещущими темами того времени, как война во Вьетнаме и крах идеализма конца 60-х годов в умах американского истеблишмента на фоне трагических событий в ходе рок-фестиваля в Северной Калифорнии (Altamont Speedway Free Festival) в декабре 69-го и стрельбы полицейских по протестующим студентам университета в Кенте (штат Огайо), где были убиты несколько человек. Сам Джон Фогерти, впрочем, всё это отрицал и пояснял, что ни о чём подобном даже не думал. Идею для этой песни ему навеяли растущие напряжения внутри коллектива и этот маленький шедевр - это как выплеск накопившихся эмоций Джона, что можно понять по его завершающей фразе в конце песни: "Вы видели когда-нибудь дождь, идущий в солнечный день?"
Мне же уже не один десяток лет представлялось, что "Have You Ever..." - это не более, чем продолжение "дождевой" темы Дж. Фогерти, начатой им в "Cosmo's Factory" не менее известной, культовой "Who'll Stop The Rain".
И это, кстати говоря, не единственная аналогия, связывающая, на мой взгляд, эти две пластинки. Рассмотрим, к примеру, стартовые композиции. На "Cosmo's..." это мощная импульсивная рок-сюита "Ramble Tamble" на семь с лишним минут, а в данном случае "Pagan Baby", которая чуть короче, но не менее убедительна своим напряжённым хард-роковым напором с незамысловатой, но впечатляющей сольной гитарной партией. Дуг Клиффорд вспоминает: "Pagan Baby" для меня звучит, как козырной фрагмент нашего концерта. У нас ушёл всего час, чтобы разучить и записать её с одного дубля. Так же и с "Have You Ever Seen The Rain", она также была придумана за пять минут и сходу записана".
И в этом нет ничего удивительного, добавлю от себя. В обоих этих номерах почти нет "посторонних" инструментов. "Почти", потому как в "Have You Ever..." на завершающей фазе песни слабым фоном звучит эл. орган, который Джон добавил уже позже, когда сводил все записи как продюсер со звукоинженером. А между тем студийная работа над этой пластинкой длилась как никогда долго - весь ноябрь 1970 года. Столько долго CCR не готовили ни один из своих предыдущих LP.
Если в творческом плане студийные будни ещё как-то сближали музыкантов группы, то в психологическом дела обстояли совсем безрадостно. В конечном итоге "Pendulum" вскрыл самый болезненный аспект отношений в квартете - между братьями Джоном и Томом обозначилась пропасть, до которой довели уже давно копящиеся проблемы. Дуг Клиффорд рассказывал, что они со Стю Куком были "как две сосиски в сэндвиче между двумя Фогерти". Они пытались тактично соблюдать нейтралитет при слабых попытках как-то сглаживать день ото дня ухудшающиеся между братьями отношения. Та ситуация в какой-то степени даже отразилась на некоторых композициях программы альбома. В "Chameleon" и "It's Just A Thought", как нас убеждают эксперты, это выразилось в текстах. Джону Фогерти тогда действительно было нелегко (ко всему прочему над ним дамокловым мечом висели неразрешённые финансовые вопросы с компанией Fantasy Rec.), в "Chameleon" он буквально кричит в отчаянии, будто бы выплёскивает из себя негативную энергию, которая уже переполняла его.
"It's Just A Thought" - трогательный меланхоличный ноктюрн, одна из нескольких в программе композиций, где Джон вообще не притрагивается к гитаре, ведущим инструментом здесь выступают клавишные. От первой до последней секунды. Много недопониманий как в группе, так, по всей видимости, и у части её поклонников вызвала финальная пьеса "(Theme From) Rude Awakening №2". Эта странная инструменталка словно символизирует духовное состояние музыкантов в студии. Дуг и Стю делились мнениями в отношении к ней и эмоционально добавляли, что ненавидели её. От себя добавлю, что "Rude Awakening" чем-то перекликается с битловской фантасмагорией "Revolution 9" своими депрессивными психоделическими мотивами и назойливой какофонией органных, барабанных и пр. неестественных звуков. И, опять же, если вспомнить - "Revolution 9" из "Белого альбома", и она так же в конце программы. 1968 год, а в 1969-м "битлы" разбежались...
Так сложилось в CCR, что отсутствие компетентного менеджмента в группе вынудило Дж. Фогерти помимо продюсерских взвалить на себя финансовые и юридические функции, что не могло не беспокоить других участников команды. Ввиду того, что в каких-то моментах естественным образом Джон "перетягивал одеяло" на себя. В определённом смысле это было логично и объяснимо (быть у воды и не напиться?), только остальных это напрягало.
Как лидер коллектива Джон вольно или невольно подавлял инициативу и "хотелки" своих соратников. Дуг Клиффорд, часто раздававший разного рода интервью, видел себя первым в представительстве группы на публике. Стю Кук, имевший образование бизнес-менеджера, готов был заняться административными обязанностями. А у старшего Фогерти, Тома, взыграли былые обиды на брата и вновь проявились творческие амбиции, которым младший Фогерти не давал ходу, полагая, что уровень материала, который Том предлагал для репертуара группы, не соответствовал уже достаточно высокому статусу CCR.
"Я видел, что Джон не справляется с чисто деловыми вопросами группы, - делился сокровенным Стю Кук, - мы толком не зарабатывали на гастролях, в плане бизнеса у нас вообще мало что получалось. Когда мы говорили ему, что слово каждого из нас должно весить одинаково, мы и не думали вторгаться в процесс написания непосредственно песен. Меня, к примеру, больше волновало, каково состояние нашего бизнеса. А его брату требовалась самореализация, он в своё время тоже неплохо пел, а теперь, когда мы достигли успеха, Джон мог бы по-братски дать Тому шанс проявить себя. Но Джон оказался слишком упёртым".
Как и в "Cosmo's Factory", в "Pendulum" целая россыпь компактных песен-миниатюр продолжительностью 2-3 минуты. Они заметно оживляют программу альбома и справедливо считаются среди лучших многочисленными поклонниками группы. "Chameleon", "Have You Ever Seen The Rain", "Hey Tonight", "Molina"... Теперь это классика творческого наследия CCR. "Molina" в каком-то смысле вещь вообще уникальная, она исполнена в давно забытом, но ещё популярном на стыке 60-70 годов танцевальном стиле "твист". Или, допустим, незатейливая шуточная песенка "Sailor's Lament". Мелодия - проще некуда, но "приправлена" столь же простенькими руладами саксофона от Джона Фогерти, да ещё с припевом, который обличительным рефреном "O-o-oh, sailor's lament, shame, it's a shame" нестройного хора всей четвёрки CCR, звучит как насмешка над вялыми оправданиями продувшегося на берегу незадачливого морячка-картёжника. Слушаешь и словно ощущаешь атмосферу дешёвой портовой забегаловки.
За неделю до начала студийной работы над "Pendulum" у участников группы состоялся откровенный разговор, на котором трое высказали четвёртому свои мнения о состоянии дел в CCR. Джон, как настоящий диктатор, отверг все нападки коллег. Лет пять спустя, когда квартета уже не существовало, он откровенно сказал следующее: "Я действительно доминировал в группе. Самым худшим образом. Я им постоянно говорил, что кому нужно делать, потому что тогда я чётко представлял, что и как нужно делать, чтобы было правильно".
И всё же, "Pendulum" оказался первой серьёзной попыткой Creedence пойти дальше собственных стандартов. Что бы там ни было, каждому (или почти каждому) можно было предлагать свои идеи, другое дело, что почти ничего не предлагалось. "Да, мы были больше вовлечены в запись пластинки, чем когда-либо, - вспоминает Дуг Клиффорд, - Стю как мог играл на пианино, я тоже был больше задействован в аранжировках. В общем, это было похоже на то, что нам и было нужно. Но порой возникали паузы, когда нам попросту было нечего делать. Джон погружался в работу над очередной песней, а мы могли спокойно сходить выпить по чашечке кофе или просто подремать".
Только когда после распада The Beatles на какое-то время CCR оказались группой Number One в мировой рок и поп-музыке, в Fantasy Records наконец-то раскошелились - "Pendulum" в оригинале имеет конверт с разворотом, единственный из всех альбомов Creedence Clearwater Revival. |
|
Вы можете зарегистрироваться на сайте или залогиниться через социальные сети (иконки вверху сайта).
Первое время оба брата Том и Джон Фогерти были участниками разных групп. Однако в 1959 году музыканты группы Тома разбрелись кто куда и Том присоединился к команде Джона The Blue Velvets (Синий бархат). В середине 60-х группа сменила название на Golliwogs и пыталась делать первые записи на Fantasy Records, а Том и Джон разделяли ведущие вокальные партии. С 1968 г. группа стала называться Creedence Clearwater Revival и Джон остался единственным лидирующим вокалистом и автором песен. Том также сочинял песни, но лишь одна из них была включена в дебютный LP Creedence C. R.; Такое положение в группе со временем перестало устраивать Тома, между братьями постепенно возникли холодные отношения и отчуждение. После завершения работы над "Pendulum" Том ушёл из состава C.C.R. и объявил о начале сольной карьеры. И уже в 1971 году вышел первый его альбом, который даже отметился в Billboard 200 Chair (78 место);
Ближе к середине 70-х, когда группа Creedence C.R. уже не существовала, Дж. Фогерти участвовал в работе над пластинкой Тома "Zephyr National". Тогда на записи песни "Joyful Resurrection" собрались все участники Creedence, впрочем, свои партии Джон записывал отдельно от остальных. А Стю Кук и Дуг Клиффорд поддержали Тома и на его LP 1974 года.
В 70-80 годах Том неоднократно судился с Fantasy Rec., с которой имел контракт, по поводу гонораров, однако позже судебные разбирательства сошли на нет и Том восстановил свои отношения с Fantasy Rec.; В 1980 году по случаю женитьбы Тома Creedence Clearwater Revival даже ненадолго воссоединились и впервые за десять лет выступили одной командой.
Том Фогерти жил на другом конце США, в Скоттсдейл (штат Аризона) и в том же 1980-м во время переливания крови был заражён ВИЧ-инфекцией, что привело к смерти в 1990-м году. Ему было 48 лет.
В 1993 г. Том Фогерти был посмертно помещён в Зал славы рок-н-ролла;