|
Подобно Майлсу Дэвису, первому рок-джазмену, чьи альбомы стали расходиться миллионными тиражами, Creedence Clearwater Revival стали первыми в истории рокерами, чья дискография измерялась сплошь "золотом" и "платиной".
Эту статистику Джону Фогерти и его группе с большой долей вероятности могла подпортить последняя номерная пластинка CCR. Могла, но всё же не подпортила. В конечном итоге альбом "Mardi Gras" преодолел критическую отметку в 500 тысяч реализованных дисков. Правда, произошло это уже значительно позже распада легендарного квартета. Здесь, несомненно, сказалась и высокая репутация этой калифорнийской группы, у которой по определению не могло быть провальных альбомов. "Mardi Gras" нельзя назвать провальным, но то, что это самый слабый и невразумительный альбом CCR, так же верно, как и то, что солнце изо дня в день встаёт на атлантическом побережье Америки, а заходит на тихоокеанском. И никак не наоборот.
В феврале 1971 года, невзирая на запоздалые обещания Джона Фогерти осуществить-таки в составе группы "демократические реформы", старший из Фогерти покинул CCR. Ушёл с обидой на брата, незамедлительно начал сольную карьеру и несколько последующих лет Том и Джон даже не общались. Именно тогда, вполне вероятно, у Джона и зародились мысли самому переключиться на относительно спокойное самостоятельное творчество. Во-всяком случае, Джон наотрез отказался искать замену Тому, мотивируя это тем, что новичку, каким бы мастеровитым он ни был, было бы невероятно сложно приспособиться к суровой среде обитания внутри давно сложившегося состава CCR.
Первую запись в формате трио музыканты сделали в июне 1971 года. Сингл с песнями Джона ("Sweet Hitch-Hiker") и басиста группы Стю Кука ("Door To Door") поднялся лишь на 6 место рейтинга Pop Singles.
Это были необычные две песни. Нетрадиционно жёсткий роковый гитарный саунд для несколько консервативного ретро-звучания CCR - это было нечто новое. В особенности смутила "Door To Door" с непривычно плотными гитарными риффами и неожиданно резким колючим вокалом Стю Кука. А ведь это была всего лишь первая самостоятельная композиция бас-гитариста группы, голоса которого по большому счёту ранее никто и не слышал. Демократические послабления Джона Фогерти начали сказываться. Но это было лишь только начало.
Вскоре группа отправилась в затяжной гастрольный тур Mondo Bizzaro 2, в рамках которого в сентябре посетила Европу, где CCR, как и годом ранее, были приняты на "ура". Наступившую зиму музыканты отработали в тёплых краях (Австралия, Новая Зеландия, Япония), а в январе ненадолго отвлеклись, чтобы завершить программу будущей пластинки. Много времени им на это не потребовалось и 11 апреля 1972 года альбом с несколько неожиданным названием вышел в релиз. Предположу, что название это было связано с текущим временем года.
Для справки: Марди Гра (это французское выражение) - традиционный для американских католиков фестиваль с карнавалом и маскарадом накануне Великого поста.
Как и обещал, Джон Фогерти предоставил двоим своим оставшимся партнёрам полную творческую свободу, чтобы те внесли свой вклад в формировании программы новой пластинки. И не абы какой вклад, а соразмерный с его, Джона Фогерти, вкладом.
Думаю, сейчас уже у всех, кто когда-либо пристально отслеживал творческое развитие CCR, не осталось сомнений в том, что Джону уже тогда было безразлично, что из всего этого получится. Кому, как ни ему было знать о способностях и возможностях Дуга Клиффорда и Стю Кука.
Обозреватель журнала "Rolling Stone" Джон Ландау с уверенностью заявил, что получившаяся непристойно слабой пластинка CCR являлась своего рода местью Дж. Фогерти. Причём, в большей степени владельцу компании Fantasy Records Солу Заенцу, тому самому Заенцу, который ещё на исходе 1967 года вынудил неискушённого в вопросах юриспруденции Джона подписать грабительский по сути своей контракт, и с тех пор отказывался что-либо в нём корректировать в пользу музыкантов CCR. Согласно этому контракту лишь мизерная доля доходов от концертной деятельности и продажи пластинок группы перепадала музыкантам, а все права на песни Джона Фогерти принадлежали Солу Заенцу, этой зубастой акуле шоу-бизнеса. При этом, лишь по истечении пяти лет действия контракта участникам группы причитались какие-то дивиденды от реализации переиздаваемых песен и пластинок CCR по лицензиям Fantasy Records. То есть, с конца 1972 года.
За столь ущербные для музыкантов условия контракта, Джон неоднократно подвергался нападкам со стороны своих одногруппников, в особенности Стю Кука, имевшего учёную степень в области бизнеса. Но что-либо изменить в свою пользу Джону не в силах был помочь даже суд, юридически С. Заенц всё делал по закону, а пересматривать что-либо в условиях контракта с CCR было не в его интересах.
С уходом из команды Тома Фогерти отношения в составе лучше не становились. Предоставленные Джоном возможности проявить себя в творческом плане были восприняты Дугом Клиффордом и Стю Куком скорее как неприятная неожиданность. Это Том претендовал на свою долю участия в созидательном процессе, Клиффорд же с Куком ожидали от лидера группы предоставления им равного права голоса в решении деловых, в частности финансовых, вопросов.
Музыканты, которым ранее ничего подобного делать не доводилось, были поставлены Джоном в жёсткие рамки условий: каждый из троих вносит равную лепту в создании программы альбома, или же он, Джон Фогерти, посылает всё к чёртовой матери. Более того, Джон вынудил каждого исполнять вокальные партии своих песен и использовать любые инструменты, помимо основных. Положение для Кука и Клиффорда было безвыходным, пластинку надо было доделывать - финансовые проблемы накрывали группу с головой.
Стю Кук, как умел, вынужден был отыграть все сольные гитарные партии в своих песнях и в песнях Клиффорда, где Фогерти исполнил лишь партии ритм-гитары, иначе дело было бы совсем плохо. Только в единственном “нейтральном” номере, кавер-версии ретро-хита “Hello Mary Lou”, Джон всё сделал по “старой” схеме – отработал сам все гитарные и вокальную партии.
Для слушателя искушённого, в творчество группы достаточно углублённого, программа “Mardi Gras” представляется этаким лоскутным одеялом, более похожей на некий сборник случайных номеров. И действительно, привычного по прежним работам CCR уровня песни Дж. Фогерти соседствуют с вызывающими лёгкое недоумение вещами типа “Take It Like A Friend”, “Need Someone To Hold”, “What Are You Gonna Do”. Все свои песни С. Кук и Д. Клиффорд аранжировали и продюсировали без участия Дж. Фогерти, вот и получилось то, что получилось. Впрочем, стоит сделать оговорку, композиция “Door To Door”, где суровый вокал Стю Кука неплохо сочетается с инструментальным рок-сопровождением, вполне достойна того, чтобы расположиться на позитивной чаше весов. Если не брать в расчёт её невнятный текст.
Самым светлым пятном на мутном в общем и целом фоне этой программы безусловно является элегия Дж. Фогерти с символичным названием “Someday Never Comes”, с мудрым и трогательным содержанием. Здесь о том, что всё в подлунном мире циклично, всё развивается по кругу. Отец уходит из семьи и говорит на прощание сыну, что придёт время и он всё поймёт. “Прошли дни и годы, были и слёзы и страдания, но я помню те слова отца: “Старайся стать человеком и однажды ты всё поймёшь”. Когда у меня родился сын, моя мать, держа внука на руках, говорила малышу: “Когда-нибудь и ты всё поймёшь”. Невероятно душевная притча Джона под незатейливую, но изящную мелодическую тему.
С текстами, собственно, в этой программе не всё так и плохо. Даже в песнях Кука и Клиффорда есть примечательные мысли. Вот, скажем, и в простеньком деревенском кантри “Tearin’ Up The Country” (“Разрывая страну на части”) извечная тема отцов и детей: “Говорили мне отец с матерью: “Сын, ты должен идти в школу и стать гордостью семьи”. Я не слушал их, оставляя свои учебники дома. И всё ради того, чтобы теперь громыхать своей музыкой”.
Или, допустим, ещё в одном номере “Sail Away” под несколько изменённую мелодию кантри С. Кук пытается петь следующее:
“Я слишком долго слушал этого капитана,
Выкрикивающего приказы команде,
Но, похоже, слышал их только я один.
Солнце заходит, запри за мной дверь,
Разведи в камине огонь, не впускай холод,
А я попытаюсь уплыть от своей прежней жизни…”
Самая забавная история, впрочем, происходит в завершающей этот альбом песне Джона “Sweet Hitch-Hiker” (“Приятный ездок автостопом”). Это философская байка с изрядной долей юмора о девушке, путешествующей автостопом, которая охмурила простофилю-водителя, а когда их машина угодила в дорожную аварию, с лёгкостью воспользовалась попутной лошадью, оставив парня ни с чем.
Две крайние песни программы “Mardi Gras” несколько стабилизируют впечатление от альбома. Тем ни менее, по горячим следам эта работа CCR имела негативную прессу. Мало кто тогда мог предположить, что это будут не крайние, а последние песни в славной истории этого невероятно популярного в своё время квартета. Критика была предельно жёсткой, немало было таких критиканов, которые считали пластинку провальной, непоследовательной, несвязной. Видимо, полагавших, что в скором будущем CCR вырулят на свой прежний уровень.
Уже после завершения студийной работы трио музыкантов по инерции совершили двухмесячный вояж по Штатам, как оказалось – прощальный. Двадцать концертных выступлений, продолжительностью не более 40-50 минут, и 16 апреля 1972 года эти парни завершили свою совместную творческую деятельность. Официально, впрочем, об этом было заявлено лишь в октябре.
Много лет спустя, в сентябре 1990 года, на церемонии похорон Тома Фогерти Джон заметил: “Мы хотели вырасти и стать настоящими музыкантами. Я думаю, что мы только наполовину достигли этого, хотя и стали звёздами рок-н-ролла. We didn’t necessarily grow up”.
Лучше и не скажешь. |
|
Вы можете зарегистрироваться на сайте или залогиниться через социальные сети (иконки вверху сайта).