|
|
|
Oprich - Опричь
« Север вольный »
| |
|
| |
|
|
| |
| |
| |
1 | Приходи, Зима
|
| 2 | Гнев
|
| 3 | Нехристи
|
| 4 | Сечей раскали клинок
|
| 5 | Предки
|
| 6 | Купала
|
| 7 | Дорога |
|
Пан - вокал
Рада - флейты
Яромир - гитара, вокал
Колядо - гитара
Пустосвят - бас
MournGrimm - барабаны
Сессионные участники:
Родослав - флейты, варган, вокал
Инна Мичурина - вокал |
|
|
|
|
|
|
|
|
| |
|
|
|
Тринадцать лет… Тринадцать долгих лет длился путь folk pagan metal группы Опричь к дебютному альбому, неожиданному для многих и для многих же долгожданному – сплит-альбомы с соратническими группами Чур и Крода, а заодно и ряд выступлений на тематических фестивалях принесли команде известность среди почитателей. Хотя, назвать работы Опричь на тех сплитах успешными для меня значит скривить душой. Живая и яркая “Волчья Верность” изрядно подпорчена совершенно неуместными стилевыми шатаниями, не дающими мало-мальски целостной картины. А “Огнецвет”, на котором представлены народные песни в металлической обработке, и вовсе провален. Идея единения народных песен с металлом, конечно, хороша, но вот в жизнь претворена уж больно коряво – аранжировки неоправданно грубы, женский вокал блёкл и нуден. Но оставим сплиты в стороне, в своё время я скажу о них больше, и поговорим об альбоме. А к нему у меня был немалый интерес, несмотря на прошлые ошибки группы. Чего у Опричь не отнять, так это неподдельной искренности и полной, до самозабвения отдачи, и это приносит свои плоды. А всё дело вот в чём – оголтело отбивать гулкие удары о подножие и без того задолбанного (в самом прямом смысле) идола да лихо размахивать гоюшкой под аккомпанемент незатейливого “дж-дж-дж” с весёлыми разлюлями может каждый дурошлёп. А воплощать в музыке Дух народа – задача совсем не из лёгких, это вам не Перунушек да всяких прочих Ярил в лирику пихать сверх меры. Ранним работам Опричь народный дух присущ, пусть музыка и наивна, и нестройна – и это уже делает их творчество ценным, тогда как почти о любой группе с просторов нашей необъятной можно сказать только одно – пустозвонство. А теперь же дороги судьбы уводят Опричь вдаль, на Север Вольный, а всяческих альтернативно одарённых “деятелей”, стало быть, ровными рядами и колоннами да бодрым маршем на юг, хехе.
А дорога судьбы – это не объезженный тракт, это узкая тропка, лихо змеящаяся сквозь непролазные чащи бескрайних лесов да вдоль крутых берегов рек. И закружила она Опричь, заманила да увела прочь от всех ранних дел, а заодно из старых ошибок. Из всех старых песен группы только в двух, “Белоозеро” и “Волчья Верность”, кстати, самых интересных, есть отдалённые намёки на их нынешнее обличье – тяжёлый и красивый pagan folk metal с доминирующим боевым настроем. Можно было бы сказать “в лучших традициях славянского стиля”, если бы у него вообще была какая-то традиция – попытки совмещения славянского фольклора с металлом очень разнообразны и многолики, а порой и многоморды. “Север вольный” же ликом суров, в чём-то груб, но и очень привлекателен. Отказ от прямых обращений к аутентичной музыке пришёлся только на пользу, а стилизации у Опричь выходят очень живые и чувственные, а главное – в них отчётливо слышен русский дух. И объединены с тяжёлыми гитарами они на сей раз явно со знанием дела. Металлическая составляющая скроена в основном из довольно шустрых и сочных качающих риффов, порой с реверансами в сторону аж хардкора (и в кои-то веки абсолютно без блэковых интонаций), с периодическими отступлениями в грузные неторопливые фрагменты или скоростные пробеги и нечастыми инкрустациями в виде прифолкованных проигрышей. В подобной стезе группе удалось выстроить монолитное звучание альбома, намертво придавившее раннюю неуместную эклектичность. Это ни разу не значит, что музыка лишена разнообразия, просто здесь нет безвкусной пестроты. А так – песни явно не скроены по единому лекалу, у каждой особенная структура, свой сюжет и свои приёмы. То же и с эмоциональным наполнением – воодушевляющие на битву и победу темы граничат с так свойственной русскому народу глубокой, но светлой, лиричной тоской, и без столь же характерного удалого веселья тоже никак не обходится. Настроения подкреплены лирикой, традиционно являющейся сильнейшей стороной Опричь – кому-то она покажется наивной и непривычной уху, но это оттого, что группа обращается к старорусской народной поэзии. Заинтересованным стоит прочесть недавнее интервью группы, данное журналу Casus Belli, где эти моменты подробно разъясняются, и это даёт на песни иной, более осмысленный взгляд. Но, как бы здорово всё ни было, без недостатков традиционно не обходится. Слабое место команды – объединение разнородных элементов внутри песни, они бывают слишком резки и нелогичны, сбивают всякий настрой. Так, от перехода на финальную акустическую часть в “Гневе” буквально коробит, всякий раз звучит как начало новой песни.
Вообще же, я поздравляю Опричь с первым серьёзным успехом. Группа оправдала надежды, и наконец-то её духовный посыл, несомненно, более чем достойный и верный, обрёл соответствующий музыкальный облик. Что не повод расслабляться, работы предстоит ещё много – обязательно над структурой композиций и в особенности сцеплением разнородных частей, стоит поэкспериментировать со звуком (пусть он уже отличный) в плане общей живости звучания и уменьшения компрессии. И подумать над более сочной вызвучкой ритм-секции, что в моём представлении идеально сделали могучие эсты Metsatöll на последнем альбоме. Дальнейшее развитие группы видится мне в плане усиления фольклорной составляющей, и со временем, быть может, новом обращении к аутентичным песням, но с куда большим опытом и уверенностью. А как оно обернётся на самом деле, станет ясно в уже не столь далёком будущем – группа уже ведёт работу над материалом для двух сплитов и второго альбома. А пока самое время вновь ступить на тропы Севера Вольного, благо отличный альбом к этому располагает. |
|
|
| |
| | | |
| |
Первый полноформатный альбом «Опричи» стал настоящим долгостроем отечественной folk metal сцены, вот только ожидаемым или нет – вопрос сложный. С одной стороны, песни коллектива, представленные в свое время на сплитах с «Чур» и «Крода» особого желания продолжать знакомство не вызывали, с другой стороны, участники группы зарекомендовали себя в сторонних проектах и на сцене самым лучшим образом. Да и тема Севера с его вольницей и характерным менталитетом, выкованным суровыми условиями и вечной борьбой, представляет в наше время, насыщенное историческими и социальными профанациями, неподдельный интерес, особенно когда доносят ее до нас непосредственно «носители идеи».
Удача или нет? До самого конца диска при первом прослушивании я не мог склонить чащу весов, стараясь быть беспристрастным слушателем. Для группы эти восемь (на обложке указано семь, еще одна песня идет бонусом) композиций, безусловно, большой шаг вперед. Ясно, что музыканты писали именно концептуальный альбом, объединенный одной темой, одним ритмом, одним звучанием. Ясно, что работа в студии была долгой и кропотливой. Стилистически «Север Вольный» представляет собой языческий метал, замешанный на жестких и энергичных, не очень быстрых, скорее, размеренных дэтовых риффах с орнаментом из пения сопелки, свирелей и прочих народных духовых инструментов, которые не лезут во все щели (как почему-то принято у многих исполнителей), а занимают свое определенное место, идеально вписываясь в звучание вместе с клавишными, ответственными за атмосферный фон. Также изредка проскальзывает энергетика «сибирского рока», особенно когда вокал Пана балансирует «на грани Летова». Музыка по северному жестка, сурова и, в то же время, лирична – вообще, отталкиваясь от устоявшихся образов, мы как-то забываем, что север это не только снег и промерзшая земля, это еще и буйство природы, первозданная красота и огромное пространство, политое кровью. Обо всем этом музыканты и повествуют, на несколько минут делая слушателей участниками кровопролитных битв, языческих ритуалов и простого быта своих предков. Соответственно, в наличии есть несколько мощных «боевиков» («Гнев», «Сечей раскали клинок») в которые для поддержки к чистому вокалу добавлен гроул, и которые были бы совсем хороши, если бы не резкие, порой необоснованные переходы на лирические отступления, из-за чего энергетика композиции стремительно рассеивается. Есть и просто красивые, эпические вещи «Предки», «Купала», откуда можно почерпнуть много интересной информации, да и людям, грезящим пробуждением «национального самосознания», тоже будет интересно их послушать.
К сожалению, уже с середины альбома слух цепляется за некое однообразие материала – свирели (почему-то звучащие с каждым новым своим появлением все более неестественно) раз за разом вступают в один и тот же диалог с гитарами, а вокальные партии превращаются постепенно в назойливое повторение одной-единственной фразы, что, видимо, должно подчеркнуть значимость слов, но на деле порой (брутальное «Предки, предки наши» напоминает лишь старый анекдот про «Баден-Баден») звучит совсем несерьезно. Так что же склонило под конец альбома чащу весов в сторону «Удачи»? Пожалуй, композиция «Дорога», былинное сказание (все как положено, на природе и под гусли), пропитанная искренней любовью музыкантов к родному краю. Этой искренностью участники «Опричи» и подкупают слушателя, которому сразу хочется бросить все и махнуть за Волгу, чтобы почувствовать тот самый Вольный Дух Севера. В этот момент восприятие альбома меняется коренным образом и вслед за неизбежным повторным прослушиванием приходит мысль, что долгое ожидание этой работы было не напрасным. |
|
|
| |
| | | |
| |
|
| |
просмотров: 13517 |
Вы можете зарегистрироваться на сайте или залогиниться через социальные сети (иконки вверху сайта).
Сообщений нет