|
Что общего у Шона Райнерта и Пола Масвидала с топовыми транс-композиторами и продюсерами вроде Армина ван Бюрена, Ферри Корстена или Андре Танненбергера? Так, стоп! Ну и кто сказал "ориентация"? На всякий случай, нет: общее то, что всем вышеуказанным господам посчастливилось сотрудничать с вокалисткой (и клавишницей) Аруной Бет Абрамс.
Вообще, у парочки "циников" уже был за плечами эксперимент с привлечением в проект поющей клавишницы. То было в рамках тура Cynic по США в поддержку альбома "Focus" в 1994-м году; барышня по имени Дана (точнее, Дэйна) Косли не только отвечала за пресловутую футуристичную электронику в арранже, но ещё и неожиданно позволила решить давнюю проблему группы с партиями гроулинга. Идея с фронтвумен показалась стоящей, но следующую свою работу парни представляли хоть и чем-то по-"фокусовски" эзотерическим, но стилистически далёким даже не только от дэта в любой форме, но и от металла вообще. И тут удачно выпало знакомство с девушкой, чьё имя с хинди переводится как "Восход" (спасибо крёстному отцу-индусу), а голос, хоть и не мог похвастать мощным тембром и широким диапазоном, но зато звучал - и звучит и по сей день - как нечто действительно мистическое, космическое, почти потустороннее; что дюжину лет спустя оценят также и творцы всяческого мелодик-, аплифтинг-транса и прочей коммерческой электроники.
Выпуск материала, тяготевшего к атмосферному прогрессивному року, с элементами джаз-фьюжена (вслушайтесь в ритм-секцию) и даже этереала с эмбиентом, под старой вывеской представлялся Шону с Полом тогда чем-то неискренним и неправильным, особенно с учётом изменений состава и ставки на преимущественно женский вокал, слегка разбавленный чистым мужским, без "роботических" эффектов. Так родилась идея проекта "Portal", демки для которого и писались на протяжении 1995-го года. Никаких скандалов или конфликтов в процессе работы история не зафиксировала, но вообще процесс сначала очень сильно затянулся, потом треки и вовсе попали в "ад перфекциониста", бесконечно дорабатываясь и обрастая аранжировками. А на определённом этапе "порталовцы" и вовсе переключились на другие проекты. Ну а исходные плёнки почти пятнадцать лет считались утерянными, пока восстановленное демо не слилось в интернет, а вскоре Season of Mist Records официально издали релиз с вывеской "The Portal Tapes" - естественно, с качественным сведением и мастерингом. Издали, что иронично, всё-таки под логотипом Cynic.
Весь этот микс - атмосферик-прог, джаз, фьюжен, этереал, щепотка психоделии и этники - так или иначе оставил след в душах Масвидала и Райнерта. К похожим идеям они возвращались в рамках Aeon Spoke, металлизированная версия "Портала" частично представлена и на "Traced in Air" и "Re-Traced". Но ничто из записанного и близко не взлетело к тем эфирным слоям, в которых парят "Portal Tapes". Вся техничность исполнения тут настолько ненавязчива, что и внимание на неё обращаешь далеко не сразу, тем более здесь хватает песен достаточно прямолинейных, без ненужных переусложнений. Мягко, плавно, ненавязчиво-мелодично и очень красиво, вплоть до того, что смаковать хочется каждую нотку, каждый звук: всё настолько объёмно прописано, будто их на самом деле можно не только услышать, но и потрогать. Первая половина релиза вообще полна маленьких шедевров: "Cosmos", "Endless Endeavors", "Karma's Plight", "Circle", которая является одной из моих любимых песен вообще, без привязки к жанру. По ту сторону "экватора" композиции, увы, теряют некую долю магии, становясь, наверное, слишком уж непритязательными... Ну или начинают напирать на слишком заезженные ходы - эдакий Pink Floyd на минималках. Тем не менее свои вершины есть и здесь: "Mirror Child" и "Not the Same". Последняя, правда, в общую направленность релиза несколько не вписывается, напоминая скорее нечто из бэк-каталога Тори Эймос - меня лично, впрочем, это абсолютно устраивает.
"The Portal Tapes", даже будучи выпущенными в средине девяностых, вряд ли стали бы настолько знаковым релизом, как "Focus" - тут нет той смелости, энергетики и авантюрного духа. Но как для "мягкого" прога эта запись близка к идеалу, и мне бы очень хотелось, чтобы именно её образы вдохновляли современных экспериментаторов в тех же областях, вроде Ana(_)thema или Leprous, а то музыканты слишком часто забывают, что никакая возвышенность или эфирность форм не должна исключать наличие мелодической идеи - если вы, конечно, не постмодернистские нойзовики-контркультурщики-авангардисты. |
|
Вы можете зарегистрироваться на сайте или залогиниться через социальные сети (иконки вверху сайта).
Вообще, рад, что альбом таки закрепили в дискографию Cynic, пусть и спустя 15-17 лет после записи. Конечно, "The Portal Tapes" отличается от "Focus", но совершенно не кажется лишним или чужим в творчестве группы.