|
I. Закрытие «Проблемы “The Unspoken King”» (вместо пролога)
Наверно, я недалеко уйду от истины, если скажу, что “The Unspoken King”, выпущенный Cryptopsy в 2008-м году, вполне можно считать хорошим мерилом толерантности и “волосатости” металхэдов в целом и поклонников куда более озверелой прослойки металла в частности. Фанаты проехались по команде паровым катком, в один момент смешав с дерьмом не только несчастного “Короля”, так не вовремя подвернувшегося под руку со своей революцией, но и всю великую историю, что писалась под вывеской Cryptopsy. Досталось всему и всем (цитатами на руках не обладаю, поэтому просто обобщу по воспоминаниям, сохранив тональность возгласов): 1) звук настолько хлипкий, что не сделает чести самому последнему металкору; 2) новый вокалист то ревёт медведем, то поёт соловьем, и вообще недочеловек; 3) Алекс Оубёрн (явно не без помощи пятой колонны, в лице Дональдсона) деградировал до уровня “тупого мазафакера”, а Фло окончательно превратился в машину; 4) наполнение альбома: максимум паршивого дэткора, при минимуме, собственно, самого Cryptopsy. В принципе, понять настроение негодующей толпы довольно легко, но трудно найти оправдание людям, предающим анафеме скопом всё творчество, обзывающим музыкантов последними словами и угрожающим им судом Линча (самым гуманным и справедливым, как известно). Не говоря уже о том, что за всем подобным хайпом признаются еретическими призывы абстрагироваться и попытаться взглянуть на ситуацию объективно. Фло было попытался ответить критиканам, но получилось это у него довольно хреново.
Америку не открою: мне понравился “The Unspoken King”. Но на то есть весьма веские причины, и я на полном серьёзе считаю, что играть дэткор – это последнее, чем должна заниматься группа подобного ранга. И то, что у них в итоге всё же это получилось - лишь вопрос накопленного опыта, который позволил команде записать пусть и не образчик дэтового металкора, но альбом, наполненный множеством хуковых моментов. Что двигало тогда сорокалетними, в основном, мужиками - ведомо лишь одному Господу, но имея в багаже альбомы уровня и стиля “None So Vile” и “And Then You’ll Beg”, наверно, должно быть стрёмно создавать музыку, способную найти отклик лишь у молодёжной аудитории. Это был неимоверный риск, и команда должна была это понимать. И должна была быть готова к вполне определённой реакции своих фанатов.
II. Новый состав - старые возможности?
Как только буря немного утихла, пошёл разбор полётов внутри команды. Можно было ожидать чего угодно, вплоть до split up’а, но кардинальных преобразований не произошло: ухода госпожи Дюран особо никто и не заметил (как и её прихода и вообще присутствия), а потеря Алекса казалась серьёзной лишь на первый взгляд. При всём уважении, он всё же так и не стал основообразующей единицей у Cryptopsy: “And Then You’ll Beg” вытянул на себе Левассье, а “Once Was Not” стал бенефисом господина Мунье, из-за которого гитарная работа (тогда Алекс отдувался один) стала лишь придатком. О каких-то индивидуальных качествах, проявленных на “The Unspoken King”, говорить, сами понимаете, не приходится. Неожиданный же уход одного из столпов группы, Эрика, прямо перед записью альбома, был частично нивелирован возвращением Левассье на роль главного гитариста (бремя же басиста взяли на себя сначала Юри Раймон, а потом и Оливье Пинар).
Укомплектованный состав не стал гоняться за брутальностью, не пытаясь, тем самым, тяжестью замять грехи четырёхлетней давности, а решил напирать на то, что лучше всего получалось – на технику. Двинувшись по пути наименьшего сопротивления, группа выбрала соответствующие ориентиры середины-конца 90-х, с учётом современных тенденций. С первых массированных ударов модернового звука по ушам может показаться, что Cryptopsy образца 2012 года влились в поток групп вроде Job for a Cowboy и Trigger the Bloodshed, которые, начав с дэткора, к сегодняшнему дню плотно основались в дэтовой нише. Но преимущество канадцев том, что их бренд несёт в себе массивную историческую память, которая не даёт группе опуститься до выхолощенного дэта с рафинированной техникой. Сразу стоит сказать, что рядом с “Blasphemy Made Flesh” и “None So Vile” рассматриваемому альбому лучше даже рядом не стоять, но побороться с тем же “Whisper Supremacy” или “Once Was Not” ему вполне под силу. И не стоит ставить группе в вину тот факт, что ничего принципиального нового они сегодня не хотят показывать. Во-первых, один раз уже допоказывались (о результатах можно почитать выше и много где ещё), во-вторых, учитывая их нестабильное состояние после всех пертурбаций, вполне достаточно было бы прийти в морально устойчивое состояние и записать хоть что-то похожее на прежних Cryptopsy. И ныне же, когда альбом расслушан вплоть до каждой ноты, каждого всхлипа баса, каждого диссонанса, уже хочется плевать на формальности и не обращать внимания на некоторые огрехи. Я даже сейчас имею в виду не дэткоровые элементы, от которых группа не решилась полностью избавиться, и не попытки копировать лучшие образцы былой славы, доходящие, порой, чуть ли не до прямых цитат (потренируйте память на басовых пробежках в “Red-Skinned Scapegoat” и “Damned Draft Dodgers”). Да и какие это огрехи, когда душа радуется знакомым интонациям, а тело, не подчиняясь сигналам мозга, начинает произвольное передвижение по пространству, являя собой угрозу всему окружающему? “Damned Draft Dodgers”. Ни одна скотина теперь не докажет мне, что она не была написана в 1996-м, увидев свет лишь в 2012, слегка адаптированной под современные стандарты. Разве такая прямая отсылка к “None So Vile” может считаться чем-то грешным? Проблемы куда как серьёзней и заметней. Композиционные дыры. Повсеместную суету у Cryptopsy можно считать здоровой только тогда, когда она оттеняется грубыми, неотёсанными ударами риффов, или когда в музыку проникает болезненная истерия. Суеты тут навалом, но дэтовые вкрапления в основе своей выглядят неуверенно, робко. По причине этого из альбома вываливаются не только отдельные куски (смертельно поражены были соло-партии), но и целые песни. Наиболее обиженной создателем оказалась “Amputated Enigma”, которая несёт в себе то, что Cryptopsy в свой золотой век себе не могли позволить – вторичность и унылость. Закольцевали себе один мотив в рамках 4-х с половиной минут, и как будто так и надо. Попытка “поиграть попроще” провалилась. Латание же проплешин либо не происходит вообще (благо, они локализованы в пределах пары песен), либо происходит аляповато, но довольно занятно: где-то прёт натуральный мелодик-дэт, где-то и джаз освежает собой душное пространство. Больше же всего в этом плане повезло “Ominous”, - весомая доля математики заставила невзрачную в целом песню заиграть тёмными красками. До форменной же истерики доходит всего лишь один – на всё той же “Damned Draft Dodgers”, представляющей собой наиболее сбалансированный трек альбома, где почти идеально соблюдены пропорции прямолинейной рубки с техно-шинковкой.
В общем, если предварительно обобщить всё вышесказанное, то с “техникал” ребята совладали, а вот, собственно, “дэт-метал” осилили с трудом.
III. Глас альбома/лирика
Взятый курс на возвращение всего того, что способствовало разбрасыванию по жилплощади бренных останков несчастных слушателей, не могло не отразиться на вокале. Глупо было ожидать, что Мэтт внезапно сменит подход, и завоет на манер Червя, но неравнодушным к группе товарищам должно быть достаточно уже того, что чистый вокал выжгли калёным железом. Но Мэтт не остановился на этом, и тщательно поработал над своей луженой глоткой: его дэткорный рев стал на порядок убедительней и грозней, появилась, наконец, глубина, которой так не хватало “плоскому” предшественнику. Отсутствие былой вариативности только подтверждает бескомпромиссность и жёсткость (жестокостью же пока не пахнет) альбома. Но её отсутствие начинает ощущаться, стоит только взглянуть на лирику. Господин Макгахи, разумеется, не Лорд Ворм, но и он, как оказалось, может писать вполне занимательные тексты. Cryptopsy снова вернулись к зловещим историям, ночным кошмарам обывателя, беспредельному страху… Тематика текстов кружится вокруг тёмных страниц истории родной Канады, и меняется калейдоскопически, но главной особенностью является чередование вымышленных историй с реальными. Как минимум четыре песни преподносятся, как документалистика: “Shag-Harbour's Visitors” повествует об инциденте около порта Шег-Харбор (новая Шотландия, Канада), где 4 октября 1967 году множество людей якобы видели падение неопознанного летающего объекта в воды залива Мэн. Подробности можно найти в Википедии (в том числе и русской версии), в песне же повествуется об эксперименте инопланетян над человеком по вживлению реконструирующих человеческое тело паразитов. “Amputated Enigma” повествует о неком Джероме – так и не идентифицированном человеке (он не знал английского), найденном на берегу Новой Шотландии (провинция на востоке Канады) 8 сентября 1863 года, ставшим, впоследствии, первым в стране человеком, получившим социальное пособие (у него были ампутированы обе ноги выше колен). Ценность этой истории (как и песни) в контексте альбома более чем сомнительная. Песни же “Damned Draft Dodgers” и “The Golden Square Mile” являются куда как более мутными, ибо рассказы, содержащиеся в них, не имеют прямых отсылок к историческим событиям. И если загадочное убийство на Озере Каноэ (“Damned Draft Dodgers”) можно привязать к не менее загадочной гибели популярного канадского художника рубежа XIX-XX веков Тома Томпсона, то доказательства мистической и жуткой гибели “дочери четвёртого мэра Монреаля” в престижном районе этого города (собственно, “Golden Square Mile”) для меня осталось загадкой. У Джеймса Феррье дочка (если она вообще была) так плохо не кончала. Остальные же темы варьируются от экзорцизма до барахлящей судебной системы, из-за ошибки которой невинный человек отправился в петлю.
Читать, переводить, анализировать данные рассказы, безусловно, интересно, но неказистость, прямолинейность стилистики Мэтта очень уж бросается в глаза. Если Грининг-Ворм облачал свои жутковатые конструкции в философские сферы, предлагая в итоге на суд слушателя развёрнутые, объёмные тексты с двойным дном, то его преемник тупо рубит с плеча, раскрывая сразу все карты, даже не пытаясь заинтриговать. Хоть бы пару метафор, - но и тут шаром покати.
Но даже такие, пусть и сухие, но многосоставные тексты необходимо облачать в гибкие формы вокала, но всепоглощающий, повсеместный рёв превращает их в неразборчивую стену звука. Для целостности альбома конкретно с музыкальной точки зрения это несомненный плюс, но связь с лирической составляющей рвётся безвозвратно. Вместо единого концепта получается два произведения, которые сложно свести к общему знаменателю.
IV. Эпилог
Если “The Unspoken King” необходимо было рассматривать с точки зрения чего угодно, но только не того, что было до него, то “Cryptopsy” смело можно разглядывать через призму всего наследия, включая альбом 2008 года. Я трезво смотрю на реалии: альбому не суждено стать бомбой сейчас и классикой впоследствии. На музыкантов давил огромный груз ответственности, и это слышно невооружённым ухом. Многого не хватает, но и то, что есть, позволило записать материал на уровне никак не ниже “Whisper Supremacy”, или “Once Was Not”, - в чём-то он лучше их, в чём-то хуже, но не это главное – в нём заложен потенциал. Если группа хочет открыть новую страницу своей истории, то всё же придётся пойти на некоторые жертвы. Самая главная из них – перестать так рьяно цепляться за прошлое, и двигаться вдоль вольных течений. После этого останется сущая мелочёвка: вновь стать жестокими, а не просто жёсткими, избавиться от компромиссов, подавить милосердие, коего тут пока слишком много. Начать чувствовать музыку душой, а не телом. И тогда уже не будет поводов сбиваться с настроя, нехотя выуживая раз за разом промахи и ошибки, оставаясь после один на один с горькой мыслью: “Всё могло быть ещё лучше”. |
|
Вы можете зарегистрироваться на сайте или залогиниться через социальные сети (иконки вверху сайта).
С прошлым, самым сомнительным в дискографии банды, альбомом новинку роднит разве что высочайшее качество записи и общая чёткость исполнения. И лишь при прослушивании нового альбома понимаешь, чего не хватало старым работам - именно такого саунда им и не хватало :)
Трэки, пусть и не лишившиеся до конца модерновой составляющей, всё равно приятно ласкают слух отличными гитарными риффами авторства гуру оных - очень кстати вернувшегося в группу Джона Левассье. Вокалист продолжает в моих глазах носить звание одного из лучших дэткоровых исполнителей, и здесь его вокал очень к месту. Новый басист, конечно, не Эрик Ланглуа, но партии всё равно весьма недурны, и отыграл их молодой паренек очень недурно. Ну а Фло.. что и говорить, Фло по-прежнему остаётся одним из сильнейших дэтовых барабанщиков, и этим всё сказано.
Подводя итог, могу смело сказать, что альбом чертовски хорош. И вопросов на тему "а дать ли Cryptopsy шанс после провального The Unspoken King" возникать вообще ни у кого не должно. Дать, конечно! :)
Хлюпонье Worma было намного натуральнее для банды (более втему)
Скучный релиз. Королевский альбом куда интереснее.