|
Третья сольная работа человека, известного прежде всего своим участием в группе Yes (в которую он к тому времени пока еще не вернулся), вкратце рассказывает нам о короле Артуре и самых известных персонажах легенд о его рыцарях Круглого Стола, завершая таким образом своеобразную трилогию альбомов, в которых обязательным было присутствие оркестра. По утверждению самого Уэйкмана, эту работу можно считать автобиографической, поскольку задумка пришла к нему, когда он лежал в больнице после своего первого микроинфаркта (и это в 25-то лет!). Записали альбом почти в том же составе, что и предыдущий: в рок-группе сменился только гитарист, а вот вокалисты, оркестр и хор остались те же. Вновь присутствует два вокала (те же, что и на предыдущем альбоме), но вот высокий голос Хопкинса (такое ощущение, что он вот-вот разрыдается) мне по-прежнему не всегда нравится, хотя здесь он производит лучшее впечатление, чем на «Journey…». К счастью, баритон Эшли Холта звучит чаще, но и он далеко не идеален как вокалист.
1) «Arthur». Начинается с эффектно звучащей фразы, которую пророческим голосом произносит Терри Тэплин: «Тот, кто вытащит меч из этого камня и наковальни, будет истинным королем всей Британии». Эти известные слова были на камне, в который был… втыкнут? – всунут? – встрят? :-) – нет, вонзен меч Экскалибур. Артур был юным оруженосцем некоего рыцаря Кея, и именно он смог вытащить меч из камня, в то время как другие, более сильные и опытные рыцари, даже не пошевелили его. После этого все преклонили перед ним колени и провозгласили его королем. Об этом нам рассказывают под чистой воды арт-рок на классической основе – много клавишных, оркестр, хор, поистине средневековая атмосфера. Начинается все с главной музыкальной темы – торжественного лейтмотива с фанфарами, плавно переходящего непосредственно в песню. Без пафоса не обошлось, но он на должном уровне.
2) «Lady of the Lake». Первая из трех хоровых прелюдий, исполняемых а капелла в средневековом стиле. Хор поет от лица Владычицы Озера, которая дарит королю меч Экскалибур. Самое смешное, что за сильными мужскими голосами (к чему они здесь вообще?) женских почти не слышно. И еще одна несуразность, на которую я обратил внимание: повествование о том, что Артур мальчиком вытащил меч из камня, и рассказ о том, что меч Артур получил от Девы Озера (которая, кстати, после смерти короля получила его обратно), – это вообще-то две разные, причем взаимоисключающие легенды.
3) «Guinevere». После короткой фортепьянной интермедии (еще один лейтмотив), которая на самом деле является окончанием предыдущего трека (ох, уж эти производители компакт-дисков!), и 10-секундной паузы (неужели не было понятно?) идет песня любви, которую королеве Гиневре поет ее муж. Однако у короля оказался соперник – славный рыцарь Ланселот. О том, как он спал королеву от Мордреда, племянника Артура, и тем самым завоевал ее ответную любовь, почему-то ни слова. Основу музыки составляет фортепьяно, акустическая гитара и периодически звучащие торжественные клавишные проигрыши, иногда звучит хор (тут уже слышно в основном женские голоса), также стоит отметить неплохое фортепьянно-синтезаторное и гитарное соло. Музыка прекрасно показывает характер королевы и ее смятения из-за того, что она не может расстаться ни с одним из своих любимых.
4) «Sir Lancelot and the Black Knight». Весьма неплохая иллюстрация поединка Ланселота с Черным Рыцарем, хотя местами и глуповато звучит. Начинается с этакого оркестрованного хард-рока, после чего хор призывает Ланселота сражаться. Музыка звучит то торжественно, то тревожно. Двум вокалистам периодически вторит хор. Пафосно, конечно, но что поделать? С таким сюжетом без этого нельзя. Особенно запоминается пронзительное клавишное соло в духе (внимание!) самбы (?).
5) «Merlin the Magician». Начинается с вокальной прелюдии, в которой говорится о славных подвигах короля. Далее идет уже знакомая клавишная интермедия (на клавикордах), а после нее следует первый и единственный на альбоме инструментал, показывающий одного из главных героев сказаний о короле Артуре – чародея и предсказателя Мерлина. Музыка то медленная и красивая, исполненная достоинства, то быстрая и энергичная, с еще одним отличным соло в исполнении Рика. Нам, видимо, показывают разные стороны характера волшебника – созерцательность и задумчивость, но и способность к действию, когда это нужно. Иногда музыка становится неожиданно веселой (особенно когда она повторяется с оркестром), словно она взята из «Шоу Бенни Хилла», что говорит еще об одной стороне характера Мерлина – он был эксцентричной фигурой и не прочь был и развлечься. Видимо, Мерлин показался Рику весьма интересным персонажем, раз он попытался в данном инструментале представить чуть ли не все музыкальные стили, которые были ему известны.
6) «Sir Galahad». В последней вокальной прелюдии мы знакомимся с желающим принять рыцарство Галаадом, сыном Ланселота от Элейн, дочери Пеллея, короля – хранителя чаши святого Грааля. После фортепьянной интермедии (третья версия – со скрипками) звучит этакая веселая музыка, что прямо так и хочется плясать. Потом она внезапно становится то торжественной (лейтмотив альбома), то лирической, то какой-то разудалой. В общем, звучит как-то странно. Вновь тут не последнюю роль играет хор. Галаада посвящают в рыцари, и поскольку у юноши нет оружия, Артур предлагает ему вытащить меч из камня у реки, что молодому рыцарю и удается, однако он отдает оружие сэру Гавейну как, видимо, более достойному, по его мнению. Из легенд мы знаем, что любовь к замужней женщине привела к тому, что Ланселот, будучи не «чистым», не смог раздобыть чашу, и данная цепь событий привела впоследствии к краху королевства; однако Галаад, чистый сердцем и душой, смог, заглянув в Грааль, увидеть божьи чудеса.
7) «The Last Battle». Мы плавно переходим к заключительной композиции. Колокола, пение птиц, тихая музыка, в которой слышится нечто тревожное. Такой же тихий голос, предсказывающий поражение короля в последней битве. (Песня была написана после того, как один врач посоветовал Рику не выступать, пока со здоровьем не наладится, однако он данный совет проигнорировал.) Музыка постепенно становится более звучной, вступает оркестр, поет хор, усиливаются эмоции. Далее звучит интересный инструментал с мягкими клавишными и трещотками, предваряющий рассказ о самой битве. Вступает торжественный оркестр, потом появляется тихое фортепьяно. Мы узнаем о том, что в сражении с Мордредом Артур в конце концов погиб. Под тревожное фортепьяно мы слышим заключительный повествовательный фрагмент, в котором говорится о последних четырех (из?) оставшихся в живых рыцарях Круглого Стола. Они решили отправиться в паломничество в святую землю и умерли вскоре после этого, а королевство Артура захватили саксонцы. Затем нам сообщают, что около 1200 г. (подлинность этого события у меня вызывает сомнения) монахи Гластонбери обнаружили могилу и камень, на котором было написано по-латински: «Здесь в этой могиле покоится король Артур вместе с его женой Гиневрой на острове Авалон». (Авалон – это остров блаженных, куда после смерти был перенесен король.) По преданию, обитель основал Иосиф Аримафейский, который собрал в Грааль кровь Христа. Следует торжественная музыка, потом вокалист вновь поет о том, что больше нет рыцарей Круглого Стола, а королевство Артура исчезло с лица земли. Повторение основной музыкальной темы, которая в этой композиции звучит несколько раз, заканчивает альбом на вполне достойной ноте.
Что же, альбом гораздо лучше предыдущего, однако по-прежнему чего-то не хватает. На этот раз с текстовой точки зрения все более или менее нормально (хотя ничего нового в плане сюжета или какого-то интересного описания персонажей здесь, к сожалению, нет), но вот музыкально работа иногда выглядит эклектичной, да и пафоса, особенно чувствуемого в бесконечных хоровых подпевках, можно поменьше, хотя ума не приложу, как этого можно добиться с таким концептом.
Говорят, что именно этот альбом дал повод критикам называть арт-рок помпезной музыкой для представителей среднего класса, тем более что вживую Рик впервые представил эту работу в ледовом шоу. Нет ничего удивительного, что вскоре на рок-сцену вылезли панки, которые подобное абсолютно не переваривали. Возможно, если бы известный клавишник выпустил после этого какой-нибудь сильный альбом, критики бы не были столь категоричными, однако последующие работы были только хуже.
P.S. Кстати, у Уэйкмана есть еще один альбом на похожую тему, но с более исторически достоверной основой – «Black Knights at the Court of Ferdinand IV» (1989), – но, к сожалению (а может быть, и к счастью), я с ним не знаком. |
|
Sir Kay the bravest knight
Appeared to try his might
He dreamed of being King, as all the rest
To Arthur Sir Kay called to search
And bring for him a sword
In earnest Arthur set about his quest
A churchyard in the wood
The sword and anvil stood
And Arthur drew the sword out of the stone
The anvil now defeated
His quest for the sword completed
A sword that was to place him on the throne
A sword that was to place him on the throne
Sir Hector and Sir Kay saw the sword
And knelt to pray
Then gently took it from young Arthur’s hand
They marvelled at his quest
Proclaiming to the rest
Arthur is the King of all this land
Arthur the King of all this land
2. Lady of the Lake
An arm clothed in white samite
From out the quiet water
I am the lady of the lake
Come take my sword
Wear it by your side
3. Guinevere
Love me my Guinevere
In my court, please be near
While our realm is dying
And brave knights are crying
Stay close by my side
Lancelot felt no fear
Loved his king’s Guinevere
All his love he gave her
Fought through quests to save her
Love, showing the way
Guinevere
Golden tresses shining in the air
Spread against the Jasper sea
Sorrow beheld her face
False love supplying grace
Knowing Arthur’s fights
And his trusted knights
Meant more than his Queen
Guinevere
Golden tresses shining in the air
Spread against the Jasper sea
Love me my Guinevere
In my court, please be near
While our realm is dying
And brave knights are crying
Stay close by my side
Guinevere
Golden tresses shining in the air
Spread against the Jasper sea
4. Sir Lancelot and the Black Knight
Fight fight fight fight
Excalibur the sword of right
Lancelot you rise a knight
Many quests will soon be fought
To win your place in Arthur’s court
Go to waste land if you dare
Lure the Black Knight from his lair
Fight and kill the evil man
Rid his evil from our land
Kneeling in prayer, Lancelot gave the knight
Knowing to save the waste land he must fight
Eager to kill all those who came his way
He must stay
He must fight
The Black Knight, the Black Knight
Fight fight fight fight
Fight fight fight fight
The dawn approaches, clearing sky
Very soon a knight must die
Black Knight towering on his horse
Struck Lancelot with fearsome force
Lancelot held fast his ground
Then struck the Black Knight to the ground
Leapt from his horse and then he smote
A single thrust and pierced his throat
Answer my prayers, help me to save this land
Guide me by truth laid down by Arthur’s hand
Evil is gone, only good we shall see
Victory
In this land
By God’s hand
By God’s hand
5. Merlin the Magician
By Wart the King of Merlin
Struck foot most far before us
His birds and beasts supply our feast
And his feats our glorious chorus
6. Sir Galahad
Never shall man take me hence
But only he by whose side
I ought to hang and he shall
Be the best knight in the world
Taken from the castle feast
To an abbey in the East
Three knights stood in pride as one
Lancelot beheld his son
Arthur’s court he bade him come
Galahad his bastard son
Battles soon for him to fight
Blessed his youthful son a knight
Arthur and the knights marvelous stone
Floating upon the river alone
Pointing from the rock
The sword shining bright
Glittering jewels, shimmering light
Pull me, pull me, pull me, pull me
Gawain first he tried to draw from the stone
To wear by his side
Each knight took his turn
Brave to the last
Faced with the sword remaining fast
Arthur called a knight young Galahad
Saw in his sheath no sword he had
Took him where the sword
Held by the stone
Offered him there to make it his own
Pull me, pull me, pull me, pull me
He fell on his knees to pull out the hilt
And drew it with ease
The dolorous stroke it was struck with pride
The sword it was hung by Sir Gawain’s side
7. The Last Battle
Gone are the days of the knights
Of the Round Table and fights
Gallant men softly crying
Brave armies dying
The last battle soon to be lost
Hearing of great civil war
Saxons to Britain did pour
From the North and the East
Arthur’s knights’ death to feast
The last battle soon to be lost
Come life or death Arthur cried
Mordred the traitor he spied
Smote him into the ground
Where he fell without sound
And in rage lunged at Arthur who fell
Sir Hector, Sir Hors, Sir Blamour and Sir Bleoboris the only surviving knights of the Round Table, ended their days after a pilgrimage to the holy land; soon after the Saxons conquered all of Britain and the realm of Logres was over. Many believed that Arthur would return to re-establish the holy realm of Logres and save Britain in the hour of its deadliest danger.
About the year 1200 the monks of Glastonbury discovered the bones of Arthur buried near to those of Guinevere.
Beneath the coffin, a stone inlaid with a leaden cross bore the Latin inscription: ‘Here lies king Arthur in his tomb with Guinevere his wife in the isle of Avalon’.
Gone are the days of the knights
Of the Round Table and fights
Of the realm of King Arthur
Peace ever after
Gone are the days of the knights