|
Очередной свой альбом Рик Уэйкман посвятил книге Оруэлла «1984», причем решил записать его за три года до событий, которые как бы предсказывал писатель. Честно говоря, превращение столь серьезного произведения на антитоталитарную тему в некое подобие мюзикла с элементами не столько рок-, сколько поп-оперы мне показалось не самым удачным. То ли книгу выбрали не ту, то ли Уэйкману просто далеко до Уэббера, у которого это получается гораздо лучше, однако факт налицо – в целом звучит неплохо, но догадаться, о насколько жутких вещах повествует Оруэлл, из такой музыки как-то не выходит. Даже лирика Тима Райса – того самого, который известен также по «Jesus Christ Superstar» и «Evita», – не очень-то спасает альбом.
1) «Overture». Оркестрованная увертюра, состоящая, естественно, из различных музыкальных моментов всего альбома, звучит весьма неплохо. Она состоит из трех частей: a) Part One – то лирично, то торжественно, а в конце грустно и с нотками тревоги; b) Part Two – появляется жесткая гитара, однако потом ее заглушают клавишные, так повторяется еще раз, после чего звучит торжественный оркестр; c) War Games – это уже песня (первый раз, честно говоря, наблюдаю, чтобы в увертюре были слова) с сильным вокалом хорошей соул-певицы Чака Хан под достаточно энергичный рок; она играет роль Джулии, которая рассказывает нам, в каком мире она живет – здесь постоянно идет война, и даже миролюбивый человек в конце концов хочет убивать; стоит также отметить грустное клавишное соло.
2) «Julia». Фортепьянная баллада в духе Уэббера, музыка которой удачно иллюстрирует женственность главной героини и ее сомнения относительно того, что ей, влюбленной в Уинстона Смита и совершившей еще много чего-то противозаконного по меркам их мира, делать дальше. По правде говоря, здесь Чака Хан поет похуже, чем в предыдущей песне, растягивая слова так, что иногда их совершенно не разберешь. В середине к фортепьяно присоединяется оркестр, а к голосу Чака Хан – хор.
3) «The Hymn». Звучит фортепьяно и хор, и мы слышим голос Джона Андерсона, который тоже в это время уже не был участником Yes. Вокал настолько похож на Чака Хан, что Джона не умудрено принять по голосу за женщину. Песня представляет собой интересное обращение Уинстона к Богу: «Я бы не любил тебя, если бы понимал. Я не хочу видеть твоего лица»; при этом он критически говорит о самом себе: «Не понимая, я доволен – я знаю свое положение и свое место» и «Я бы не смог любить такого, как я». Неожиданно появляются клавишные и ритм-секция, звучащие весьма в духе Yes. В конце музыка вновь притихает, а Андерсону подпевает хор. В целом композиция получилась хорошей.
4) «The Room (Brainwash)». Основанный на игре клавишных инструментал, состоящий из двух частей. Однако не слишком ли задорно, если учесть, что здесь речь идет о комнате для допросов, а заодно и пыток, где людей делают «нормальными» – такими, кто верит в то, чего нет или не было, кто покорен и лоялен партии? Нет, музыка не такая уж и веселая, но и не сильно тревожная. Вторая часть более медитативная, с более темной атмосферой, но все равно не столь жуткая, как можно было бы ожидать.
5) «Robot Man». Очень уж задорная какая-то попса с элементами фанка. Джулия (снова, конечно, в исполнении Чака Хан) поет о том, что после постоянных пыток она уже ничего не хочет и ничего не помнит, прямо-таки как робот. Эффектно звучит роботизированный голос, говорящий: «Все, что вам нужно знать, – это то, что Старший Брат следит за вами. Вы его любите» (можно было бы добавить еще слова из книги: «Повиноваться ему мало – вы должны его любить»). Не понимаю, правда, почему здесь такая танцевальная мелодия – безразличие, что ли, отражает?
6) «Sorry». Неплохая инструментальная баллада, основанная на фортепьяно и иллюстрирующая один из самых сильных моментов книги, когда Уинстон и Джулия встречаются впервые после ареста. Он предал ее, когда во время ужасной пытки закричал, чтобы вместо него взяли ее, а она предала его. У музыки, честно говоря, эту ситуацию воспроизвести должным эмоциональным образом не получилось.
7) «No Name». Здесь наконец вновь появляется мужской вокал – на этот раз поет Стив Харли, вокалист глэм-роковой команды 70-х годов Cockney Rebel. Не знаю, как он пел в своей группе, однако здесь он звучит жутковато, немного не дотягивая до «кошмарно». А поет он от лица Уинстона о том, что хотел стать героем человечества, а оказался просто нулем, который уже и имени своего не помнит. (Довольно банальная игра слов – «hero» и «zero».) Что касается музыки, то сначала, когда основную линию ведут клавишные, поддерживаемые интересным басом, она, особенно с женским хором (группа The Dirtetts) звучит довольно попсово, но потом некоторый симфонизм хоть чуть-чуть спасает ситуацию.
8) «Forgotten Memories». Снова какая-то уж слишком задорная инструментальная музыка получается. Это, наверное, все-таки фишка такая. В середине, правда, появляется некоторая лиричность. Итак, Уинстон позабыл все антипартийное и полюбил Старшего Брата.
9) «The Proles». Это вообще веселый рок-н-ролл какой-то с саксофоном, но и с обязательным синтезаторным соло. Почему-то здесь за микрофонную стойку встал Тим Райс, поющий о том, что он – прол, влачащий весьма жалкое существование. Поет Райс кошмарно (а не просто жутковато), и создается впечатление, что он воспроизводит какой-то акцент – может быть, кокни. Из книги можно узнать, что пролы – это сокращение от «пролетарии», презираемые члены общества, которые во многом остались жить в своем собственном мире, пользуясь тем, что запретили партийцам, и к которым последние относятся как к животным – лишь бы делали свое дело, размножались и никому не мешали. Однако Уинстон лелеял надежду, что именно они когда-нибудь смогут успешно противостоять партии.
10) «1984». Медленное вступление с клавишными, музыка то немного грустная, то вроде как торжественная –воспроизводятся различные музыкальные фрагменты альбома, т.е. имеем что-то вроде унтертюры (в противоположность увертюре). Под торжественную оркестрованную музыку появляется хор, поющий лишь «1984» (наверное, чтобы мы не забыли, что мы хоть слушаем). Заканчивается альбом темой из «Гимна» (помните фразу «Я бы не смог любить такого, как я»?).
В принципе, альбом получился не таким уж и плохим (хотя сам Рик, например, считает его «ошибкой»), но если вы очень любите Оруэлла (как, например, я), то не ждите от этого альбома адекватной музыкальной иллюстрации событий книги. Когда я его читал, чувства были гнетущие, а атмосфера депрессивная, однако при прослушивании некоторых вещей на данной пластинке Уэйкмана настроение, наоборот, может здорово подняться. Да и слишком коротким получился альбом, повествование начинается где-то с середины книги и касается лишь некоторых моментов, так что многие интересные вещи не отражены. В общем, для любителей антиутопий гораздо лучше подходит одноименный английский фильм, музыку к которому написали Eurythmics. Да и вообще, концептуальный альбом по такому произведению нужно создавать каким-нибудь суровым металлистам, причем лучше готам или думстерам. |
|
Who died
Don’t feel you’re a pawn of private
You can be the rank you choose
Not that it makes any difference
You lose
Someone up there doesn’t like me
Doesn’t want this girl alive
I’ve done what is most forbidden:
Survive!
I don’t know who moves the counters
Deals the cards of makes the laws
Gives the orders pulls the levers
Playing wars
I’m a peaceful soul I swear it
I don’t wish no human ill
But let me at those warring players
I’d kill!
They got me wanting to kill
I want to hate...
Wanting to kill...
Corruption - It’s great...
2. Julia
Run - heart in my mouth
Run so hard that it beats and repeats in my head like a gun
East - west, north and south
No direction to go but I know that the ending’s begun
I know I made a mistake coming here again
But I had to remind myself of where and when
We threw off our chains
Hid ourselves in ourselves from the world and it’s organised hell
Now - nothing remains
Barely a trace of the place where I knew him well
Down
Down he said get on the floor
And stay well away from the door
Or someone will see us for sure
And I
Loved him like no-one before
Princess Madonna and whore
Kept coming back for more
Run - goodness knows where
I’m a poor refugee and I might as well be on the moon
Still why should I care?
I had it all in one grand afternoon
Down
Down he said get on the floor
And stay well away from the door
Or someone will see us for sure
So I
Loved him like no-one before
Princess Madonna and whore
Kept coming back for more
I
Feeling the death and decay
Didn’t expect him to stay
Stay with me Julia stay
But I
Only remember that day
As ruler of all I survey
And nothing can take that away
3. The Hymn
I would not love you if I understood you
I do not want to behold your face
Uncomprehending I’m contented
Knowing my station and my place
O precious savior
O great creator
Don’t give me signs I don’t want to see
Better by far that you stay unfathomed
I could not love someone just like me
Uncomprehending I’m contented
Knowing my station and my place
4. The Room
[Instrumental]
5. Robot Man
I had doubts as to where we’re going
But you gotta hand it to the guys upstairs
I’ve been put on a whole new programme
Don’t have to handle my own affairs
Everything I want is on my print-out
I don’t need anything any more
I’m not confused by useless knowledge
I don’t even know if it’s 1984 for sure
Rules rule ok ask no questions
Welcome to the age of consent
Fasten seat belts drive with caution
Don’t take shots at the president
Robot man is a wonderful creation
Automatically obeys the law
Laws of nature, man and physics
I don’t know if it’s 1984 for sure
1984?
The only thing you have to know
Big Brother is watching you
You love him
Robot man is a wonderful creation
Automatically obeys the law
You love him, you love him, you love him
Don’t even know if it’s 1984 for sure
The only thing you have to know
Big Brother is watching you
You love him
What I need is a real emotion
A little love and a lot of despair
Robot man has a problem breathing
Robot man don’t know how to care
Paid my dues but the dudes don’t listen
I’d cry our but who the hell for?
I’d love to know what it means to suffer
I don’t even know if it’s 1984 for sure
1984?
6. Sorry
[Instrumental]
7. No Name
I know I’m asking a lot
Forgive my persistence
But I want what I haven’t got
Proof of my existence
Look up - what do I see
Mankind looking like me
And I know it’s not because I am mankind’s hero
At times it’s good to hide
Get swept along with the tide
But I’ve suddenly seen that I’m one big zero
No name - tell me, who am I?
What’s my name?
What’s my name?
8. Forgotten Memories
[Instrumental]
9. The Proles
Who’s deprived and depraved?
Who’s been carrying the can?
Who’s been working till his fingers bleed
Since this planet began?
That’s you and me baby
Ain’t no different now
Ain’t no progress been made
We still get it from the guys who got it
Screwed, hammered, laid
Us honey - the proletariat
We are the underlings the vulgar common herd
Who’s the guy who gets hit?
Who’s got his back to the wall?
Sent to the front line by generals
In well protected halls
I’m dirty, I’m common, I’m a prole!
We are the underlings, the vulgar common herd
I would take the streets
But I know where I’m at
I stay in my apartment on the 99th floor
You can’t get lower than that
And I’m at the bottom - I’m a prole!
We are the underlings the vulgar common herd
10. 1984
[Instrumental]