|
|
|
Camel
« Mirage »
| |
|
| |
|
|
| |
| |
| |
1 | Freefall 5:47
|
| 2 | Supertwister 3:20
|
| 3 | Nimrodel - The procession - The White Rider 9:12
|
| 4 | Earthrise 6:42
|
| 5 | Lady Fantasy: Encounter / Smiles For You / Lady Fantasy 12:46
|
| | Total playing time: 38:15 |
|
Andy Latimer - vocals, guitars, flute
Peter Bardens - keyboards
Doug Ferguson - bass, vocals
Andy Ward - drums |
|
Label: Universal I.S |
|
| Freefall
Bardens
I'm in a freefall, like a snowflake falling,
Down, down, down, down, down.
I close my eyes inside my head I starfall
Helpless to the ground.
Down, down, down, down, down, oh yeah.
Smoke rings around me and bright sparks of fire
Flash by as I go.
I've got the feeling |
|
|
|
|
|
|
|
| |
|
|
|
Camel – более либеральный вариант прогрессивного рока, чем, скажем, King Crimson. Это симфо-рок умеренной театральности и неуемной энергии. Второй LP Camel «Mirage» - это 5 композиций, выполненных в их узнаваемом стиле.
Альбом начинается с энергичного номера “Freefall”. Это один из тех случаев, когда название песни точно отражает ее музыкальное содержание. Мы стремительно несемся куда-то (или взаправду падаем, как снег), и это наше безудержное движение наиболее полно передает солирующая гитара. Вокал, к сожалению, подкачал: довольно заурядное пение Латимера что-то не очень эмоционально. В общем-то, неплохое начало для альбома, но чего-то не хватает.
Второй трек – чудесный инструментал “Supertwister”. Чем-то (может быть, своей воздушностью) он мне напоминает гениальные темы Эннио Морриконе. Флейта звучит восхитительно: мягко и умиротворенно. Каждый раз, когда слушаю эту композицию, мне представляется пруд с плавающими лебедями, утками и, главное, гусями: результат навязчивых ассоциаций с альбомом группы 1975 года.
“Nimrodel – The Procession – The White Rider”. З части этой композиции кажутся совсем не связанными между собой, но сами по себе чрезвычайно интересны. Начинается эта сборная музыкальная тема с чарующих клавишных звуков явно космического (я бы даже сказал ностальгирующе-космического) оттенка. Затем идет отдающий этникой пассаж в духе рыцарских турниров, где на первый план опять же выходит флейта. После этого музыканты переходят к “Белому всаднику”. Очень лирично и грустно. Хотелось бы отметить мечтательный вокал Энди Латимера. Инструментальная часть, в которую срывается композиция на исходе 3-ей минуты, радует уже сложившимся тандемом клавишных и гитарных соло. Ближе к концу музыка несколько психоделизируется и космизируется. Вообще Толкиен здесь есть, но, простите великодушно, его нет в моей голове.
“Earthrise”. Этот инструментал поначалу не обещает нам какого-либо коренного перелома настроения. Загадочное название “Earthrise”, как я предполагаю, выражает великолепие земной жизни (естественно, не в урбанистическом ее проявлении). Ускорение темы где-то в районе двух с лишним минут, видимо, и обозначает сам процесс «восхода земли». Гитарное соло наложено реверсом: видимо Энди решил, что это будет максимально нетривиально.
Абсолютно согласен с тем, что “Lady Fantasy” – лучшая композиция альбома. Прежде всего, она идеально сочетает в себе настоящую хард-роковую энергетику и необычайно проникновенные лирические пассажи. Лирика посвящена неуловимой, но видимой Леди Фантазии, к которой стремится лирический герой. Музыка очень интересна и притягивает своей неувядающей энергией. Впечатляет некоторое затишье, намечающееся с середины 6-ой минуты, которое затем, после вокальной части, перейдет в мощнейшую инструментальную эстафету. Этот инструментальный всплеск придаст невинной любовной теме звучание глобального масштаба. Гитара Латимера звучит жестко и очень дерзко (для того времени). Далее по традиции солируют клавишные, и это создает прекрасную полифонию. Как несложно догадаться, эта трехчастная (“Encounter”; “Smiles for You”; “Lady Fantasy”) тема имеет циклический характер.
Обложка этого диска Camel не кажется мне безыдейной; наоборот, в таком сближении группы с областью рекламы кроется остроумие и намек на технику поп-арта. Вот только с музыкой она, жаль, не связана…
Насколько я знаю, этот великолепный альбом Camel чаще всего недооценивают. И зря. Прогрессивный рок должен быть разным… Может быть, музыка Camel не несет в себе претензию на шедевральность, но на уровне содержания все безукоризненно. |
|
|
| |
| | | |
| |
После коммерчески неуспешного первого альбома англичане подписались на другой лейбл и, следуя прог-роковой стезе, обратились к еще более продолжительным композициям, вылившимся в прекрасную работу под названием «Мираж». Хард-рока здесь уже поменьше, чем на дебютнике, поскольку ребята, видимо, стали понимать, что они пытаются сесть сразу на два стула. С обложкой, конечно, вышел конфуз. Изобразили ведь искаженную неровным стеклом пачку сигарет «Camel», а одноименная компания вспомнила о пресловутом авторском праве, будь оно неладно, и подала в суд! Да были бы благодарны за рекламу, блин!
1) «Freefall». Шумит ветер, вроде как кричат чайки, идет тревожное гудение синтезатора, затем вступают ударные и наконец появляется ритм, в котором периодически солирует гитара. Энди поет, что находится в состоянии свободного падения, однако внутри него есть чувство, которое его поднимет ввысь. Затем идет инструментал с неплохим гитарным соло, сопровождаемым, как всегда, пульсирующим басом. В отличие от тем на предыдущем альбоме, здесь все же чего-то не хватает, хотя к музыке никаких претензий нет. Энергично в должной мере. Тем не менее, это, вероятно, худшая вещь на альбоме, если уж выбирать претендента на это звание.
2) «Supertwister». Прекрасный инструментал, посвященный ребятам из группы Supersister, с которым «кэмелы» были близко знакомы. Единственная достаточно короткая вещь на альбоме. Прекрасно вступает флейта (непонятно, почему Энди почти не играл на ней на дебютнике), после чего идет интересный ритм с шаркающим звуком перкуссий, а флейта продолжает солировать. Затем темп замедляется, а флейта, сопровождаемая довольно тихой ритм-секцией, играет иногда прямо-таки в духе Иэна Андерсона из Jethro Tull. В конце мы слышим, как кто-то открывает бутылку (может быть, шампанского) и наливает ее содержимое в какой-то сосуд.
3) «The White Rider». Я бы назвал эту композицию именно так, однако на самом деле так называется только ее третья часть – правда, занимает эта часть львиную долю из тех 9 минут, в течение которых длится эта вещь. Однако остановимся поподробнее
a) Nimrodel. Небольшой вступительный инструментал с тревожными клавишными, гитарой и грустной флейтой. Любители Толкина уже по названию поймут источники вдохновения. Нимродель, «госпожа белой пещеры», – это эльфийка, которая заблудилась без вести в горах; в ее честь была названа река.
b) The Procession. Наступает пауза, слышатся чьи-то голоса, потом возникает маршевый ритм под фанфары, и перед глазами действительно словно проходит шествие, поскольку музыка постепенно усиливается, и можно даже реально представить, как идущие проходят мимо тебя.
c) The White Rider. И вот идет уже грустная мелодия, играемая электрогитарой в сопровождении акустической гитары, а затем флейтой. В песне поется о белом всаднике, который своим появлением разгоняет тьму. После вокальной части и небольшой интерлюдией с флейтой идет быстрый и энергичный инструментал с отличным синтезаторным и гитарным соло. Под акустическую гитару возвращается вокал, а из текста слушатели наконец-то догадываются, а самые догадливые окончательно убеждаются, что речь здесь идет о Гэндальфе из «Властелина колец», который был когда-то серым, потом пал в поединке с Балрогом, но был воскрешен и вернулся белым. Затем идет самая тревожная часть композиции, с отличной басовой игрой, сопровождаемой жутковатыми звуками, а затем и прекрасным гитарным соло, полным тревоги, а в конце долгим эхом отдаются синтезаторные звуки.
4) «Earthrise». Еще один чистый инструментал. Воет ветер, слышны звоночки, вступает гитара, тревожный орган и бас. Затем начинается размеренный ритм в духе джаз-роковых вещей дебютника, который постепенно становится мажорнее благодаря клавишным и перкуссиям. Музыка то приобретает лиричность, то неожиданно переходит в какой-то галоп, однако в целом картина рисуется светлая, да и что можно было ожидать от композиции под названием «Восход Земли»? Наверно, посвящена она космонавтам, которые действительно могут увидеть подобное зрелище.
5) «Lady Fantasy». Вне сомнения, лучшая композиция на альбоме, а может быть, и за всю историю группы. Романтическая сюита почти на 13 минут, состоящая из трех частей. Как всегда, минимум текста (однако, по моему мнению, это один из сильнейший текст группы несмотря на его кажущуюся простоту) и максимум музыки.
a) Encounter. Вступают тревожно звучащие клавишные, энергично присоединяются гитара и ударные. Однако вскоре начинается лирическая музыка с отличной гитарой и клавишными. Под гитарные аккорды, сопровождаемые клавишными, появляется вокал. Лирический герой обращается к девушке, рассказывая ей историю о леди, которую он когда-то увидел и которую эта девушка напоминает. Видимо, она не желает его слушать и проходит мимо, а он пытается спросить у нее, почему она так поступает. После двух куплетов начинается продолжительный инструментал, представляющий прекрасный тандем гитары и клавишных, соревнующихся под средний темп, задаваемый ударными и тревожным басом. После повторения последнего куплета…
b) Smiles for You. …начинается новая часть. Темп быстрый, отлично солирует гитара, сопровождаемая органом. Через какое-то время темп замедляется, и гитара начинает играть в более лирической блюзовой манере; потом следует размеренное клавишное соло, сменяемое вновь гитарой. Затем следует моя любимая часть – гудит бас, играют клавишные, гитара издает грустные аккорды, а потом пронзительно воет. Вновь появляется вокал. Текст рождает перед глазами прекрасный романтический сказочный образ: «Видел, как ты каталась на лунном облаке, видел, как ты ходила по водовороту. Я смотрел так, чтобы меня не было видно. Видел, как ты сидела на солнечном луче, и это были мои грезы». Мурашки бегут по коже, а в сердце рождается невыразимая нежность, когда Энди поет: «О моя леди Фантазия, я люблю тебя». Возможная трактовка – на самом деле никакой леди не было, а лирический герой просто придумал образ; а потом он неожиданно обнаружил его в реальности.
c) Lady Fantasy. Внезапно возникает жесткая гитара, ведомая громко стучащими ударными и плотной пульсацией баса. Музыка прекрасно иллюстрирует чувства лирического героя, которому, видимо, ничего не остается, как любить ту, которая является предметом его фантазий, раз реальная девушка, похожая на нее, не хочет с ним общаться. К гитаре присоединяется органное соло. Под самый конец музыка возвращается к более лирической, той, что звучала в начале, с грустной гитарой и эхом органа.
Совершенно справедливо, что второй альбом вполне мог конкурировать с работами других прог-роковых коллективов того времени и вошел в символический «Топ-100» рок-альбомов всех времен и народов. Причем любят его не только курильщики, поскольку я к таковым не отношусь. |
|
|
| |
| | | |
| |
Верблюд, о музыке которого я пишу - это одна из замечательных арт-роковых команд золотого периода арт-рока (70-е годы). С самого начала заметно обилие космически - сказочных клавиш (электрооргана). Та же сказочность и у гитары. И присутствие особого инструмента - флейты.
Музыка отдаленно похожа на Genesis. Похожа на песню «Watcher of the Skies» альбома «Foxtrot» (1972). Ни в коем случае не по конкретному настроению, а по тем же выразительным средствам (за исключением флейты) и самой сказочности.
Но особенностью группы является заметная бодрость ритм-секции и звучания. Группа в своей живости ритмов звучит более похоже на грандов хард-рока (Deep Purple), чем на корифеев прогрессива, таких, как Genesis, King Crimson (того же года), ELP. Это достигается за счет звонкой ритм - секции и работы гитары, причем в завершении альбома звучащей тяжело в совокупности с бас-гитарой. Бас, как и у других прог-команд того времени, играет сильную роль в музыкальном содержании. Может задать ритм, а может играть свое. В отличие от других команд, здесь часто можно услышать дуэли баса с флейтой и электрогитарой. К примеру, у Yes образца 1972, 1974 - годов я бы указал на дуэли бас-гитары с клавишными инструментами.
В инструментале «Earthrise» на бас-гитаре задается нехилый ритм, который, однако, успевает надоесть уже после 1-й минуты его звучания, ибо он не меняется. Эта песня также напоминает «Watcher of the Skies», но только более быстрая и упрощенная.
Зато все остальные песни понравились.
В завершение могу сказать, что альбом нужно еще слушать, но приятно было ознакомиться с командой.
P.S. Название группы можно перевести на русский язык буквально и без двусмыслиц. :-) |
|
|
| |
| | | |
Второй альбом Camel воистину гениален. Нет ни одного неудачного фрагмента, материал подобран идеально. В отличие от дебютника здесь совсем нет блеклых песен. Невероятно красивые мелодии Латимера и Барденса создают волшебную сказочную атмосферу, а также создают в воображении картины природы во всей ее красе. При такой музыке и без вокала можно обойтись, хотя в тех редких моментах, где он есть, он весьма к месту. Басист и барабанщик тоже играют потрясающе, причем гораздо разнообразнее , чем их многие коллеги в нынешние дни. Невозможно что-то выделить, так как нет ни одной лишней ноты. Пластинка ничуть не уступает работам других классиков жанра, а в чем-то даже превосходит их. Это вам не бессмысленная рубка, а пример того(имхо), как должна звучать правильная музыка. |
|
|
| |
| | | |
| |
Видимо, посчитав звучание своего первого альбома недостаточно утонченным из-за некоторого привкуса хард-рока, группа решила немного облагородить свое лицо, в итоге его потеряв. Пластическая операция не удалась, и вместо Camel перед нами предстал какой-то невразумительный клон Caravan'а. Еще на своем дебюте группа не отличалась особой оригинальностью (что, в общем-то, простительно: первый блин комом), но второй альбом - это уже какое-то общее место почти всех тогдашних арт-роковых групп "второго эшелона" от Tonton Macoute до Kayak, приукрашенное Каравановским звучанием. Барденс на этом альбоме изо всех сил пытается подражать Дэвиду Синклеру, в то время как Латимер, и это ясно как белый свет, сознательно пошел на ограничение своего исполнительского мастерства, чтобы своим бренчанием напоминать Пая Хастингса. Все эти малоприятные метаморфозы достигли своего апогея на заключительном "эпике" "Lady Fantasy" - своего рода трибьюту группе Caravan периода 1969-71 г.г. Пожалуй, только первые две композиции выглядят на фоне остальных более или менее пристойно: напористая "Freefall", выполненная в духе дебютного альбома, и инструментал "Supertwister" с игрой Латимера на флейте.
Вообще, Camel очень легко и даже охотно поддавались чужому влиянию. И если уже так рано, еще будучи вполне сплоченным коллективом, они сознательно и с легкостью шли на ограничение своей индивидульности, то что уж говорить о периодах, когда в группу вливались люди извне? Ричард Синклер и Мел Коллинз сделали из весьма заурядного арт-рокового коллектива чуть ли не ответ Mahavishnu Orchestra, Кит Уоткинс без труда заставил звучать Кэмел в духе Happy The Man, ну а про Парсоновскую тусовку и говорить нечего: ассимиляция налицо. Разумеется, результаты такого сотрудничества зачастую (но не всегда) получались очень даже впечатляющими, но при этом становится очевидным, что Camel - это глина, из которой можно слепить все, что угодно по своему усмотрению. |
|
|
| |
| | | |
| |
|
| |
просмотров: 28014 |
Than I'll ever know.
Go, go, go, go, go. Oooh.
(repeat)
Nimrodel / The Procession / The White Rider
Latimer
When he rides, my fears subside,
For darkness turns once more to light.
Through the skies, his white horse flies,
To find a land beyond the night.
Once he wore grey, he fell and slipped away
From everybody's sight.
The wizard of them all, came back from his fall
This time wearing white.
He has a certain air, as if he's never there,
But somehow far away.
And though he seems afar, like a distant star.
His warm he can convey.
Lady Fantasy
Bardens, Ferguson, Latimer, Ward
Listen very carefully, my words are about to unfold
Concerning a lady I've seen but I never could hold
I can see by your smile,
Take a long while,
The words that come through,
I see that they're true,
For she reminds me of you.
Don't misunderstand me, it's not always easy to say
The words in your head and your heart that you just can't explain
I can see clearly,
A face in the sky,
Moon's in your eye,
You're passing me by.
Tell me the reason why.
I can see clearly,
A face in the sky,
Moon's in your eye,
You're passing me by.
Saw you riding on a moon cloud,
Saw you walking on a whirlpool,
From the corner of my eye,
I saw you.
Saw you sitting on a sunbeam,
In the middle of my daydream,
Oh my Lady Fantasy,
I love you.