|
Никаких попыток спекуляций на горячем новостном поводе: ещё в буклете позапрошлогоднего своего альбома, "Vector", британцы Haken оставляли послание своим поклонникам, гласившее "keep spreading the virus". (Что в текущих реалиях, стоит признать, звучит достаточно двусмысленно и иронично.) "Вирус" ещё и подхватывает определённые сюжетные нити прошлых релизов в том, что касается лирики. В частности, имеет отсылки к композиции "Cockroach King" с "The Mountain" 2013-го года, а тому же "Вектору" и вовсе является прямым продолжением. Вот только внимание между двумя персонажами, "Доктором" и "Пациентом", однозначно переключается на последнего, сумевшего покинуть стены условной "Лечебницы" и несущего теперь угрозу (хотя угрозу ли?) заражения в окружающий мир. В любом случае, даже сами "Болезни", препарируемые Haken, имеют скорее психологический, нежели физиологический характер.
Что до музыки, то "Virus" является попыткой в рекордно короткий по меркам группы хронометраж в пятьдесят одну минуту втиснуть масштабную панораму современного прогрессив-металла. Да, британцы вряд ли для кого-то станут донором свежих идей, но вот реципиентом они оказались практически универсальным. С первой же композиции, "Prosthetic", стоит лишь семиструнным гитарам вступить в полную мощь, становится ясно, что Haken отнюдь не чужды идеи Animals as Leaders и Periphery (недаром и за звучание здесь ответственен экс-басист "периферийных", Адам Гетгуд). Причём пресловутый "джентовый" риффинг тут куда изобретательнее стандартных угловатых рисунков Миши Мансура. Но, будучи изначально заметно тяжелее Karnivool, Caligula's Horse или Leprous (в их современной форме), "Virus" и переходы на "светлую сторону" с куда более лёгкими музыкальными формами осуществляет куда решительнее, вплоть до эмбиента вполне в духе Роберта Фриппа. Наиболее буйный полёт фантазии наблюдается в двух самых масштабных эпиках: "Carousel" и "Messiah Complex". И если первая при всех её стилистических метаморфозах, перепадах в динамике и совершенно сумасшедших по сложности вокальных мелодиях ещё умудряется казаться стройной структурой, то вторую "Haken" благоразумно разбили на пять формально независимых, пускай и плавно перетекающих друг в друга, треков, где находится место влияниям как Pain of Salvation, так и Тома Уэйтса, а комбинация бластбита и восьмибитной электроники в "The Sect" и вовсе напоминает об Igorrr.
Примечательно, что, несмотря на многочисленные обоснованные возможности для ужесточения, вокал Росса Дженнингса так и остаётся в рамках исключительно "чистого" пения, что я лично только лишь приветствую. Другой вопрос, что сам тембр его голоса и манера исполнения с частыми переходами практически на фальцет часто кажутся уж как минимум спорными... Однако здесь отмечу, насколько же тонко Росс чувствует эмоциональный настрой музыки и как ловко видоизменяет подачу, безусловно удачно её оттеняя. Для сравнения, скажем, Джефф Скотт Сото, нынче фронтменящий в прог-супергруппе Sons of Apollo, вокал имеет куда более мощный и богатый на оттенки, но поёт везде примерно одинаково и партии выстраивает однообразные, даром что пафоса в них с лихвой.
"Virus" не то чтобы восхищает и оставляет в восторге; как говорилось уже, свежесть и новизна этого материала достаточно условны. Но то, насколько хорошо британцы умеют управлять этой музыкой и до какой степени качества её доводят, достойно лишь самых тёплых слов. Потенциально - альбом года в прогрессивном жанре. |
|
Вы можете зарегистрироваться на сайте или залогиниться через социальные сети (иконки вверху сайта).
Ты ж вроде не мой твинк, чтобы делать такие заявления.
Хотя в Prosthetic всей вокальной задумки я ни разу не понял.
По музыке не хватило вайба 80х как в Affinity, но тоже неплохо.
Да, альбом года. В 2020 ничего лучше так и не вышло