|
|
| |
|
|
|
|
В лесу мне привольно и безопасно
|
Grift – очень интересный шведский проект, который звучит на стыке атмосферного блэка и акустического дарк-фолка. Но это не точно. Потому что, во многом будучи основанным на творчестве старых шведских поэтов, по своему внутреннему содержанию Grift шире любых ярлыков. Эта музыка очень личная, интровертная и временами похожая на стремление поймать последний луч солнца, садящегося за хмурый осенний горизонт. Будучи одновременно грубой и хрупкой, музыка Grift может найти глубокий отклик у определённой категории слушателей со схожим мироощущением.
|
Признаться, мне очень по душе такие проекты, которые хоть и пребывают вдали от фокуса музыкальных медиа, но таят в себе пусть и небольшой, но полноценный мир с собственным характером. Основатель и единственный постоянный участник Grift Эрик Гардефорс – личность действительно творческая, образованная и очень интересная. Он пишет музыку, проводит литературные вечера, делает отличные фотографии и… просто живёт, не торопясь, с интересом наблюдая за кажущимися многим обыденными вещами. Если звёзды сойдутся и в этом году всё же состоится перенесенный фестиваль “Metal Over Russia”, мы сможем воочию лицезреть Grift на сцене. Надеюсь, что так и будет! Ну а пока предлагаю познакомиться ближе с этим шведским проектом, прочитав интервью с Эриком Гардефорсом. И для более целостного восприятия советую обязательно ознакомиться с фотоработами Эрика на официальной Facebook странице Grift.
Привет, Эрик! Начнём с того, что перевернуло весь мир с ног на голову. Расскажи, как ты переживаешь период пандемии и какая ситуация в твоих краях? Как это отразилось на тебе лично и на Grift?
Привет и спасибо за приглашение. Я живу в сельской местности и встречаю не так уж много людей. Если сравнивать с обстановкой в городах, то здесь, в лесу, мне живётся привольно и очень безопасно. Но именно на Grift, конечно же, всё это отразилось пагубным образом. Весной я выпустил новый альбом, который собирался активно продвигать на концертах. Теперь же мне остаётся только сосредоточиться на будущем и надеяться на лучшее для всех нас.
В этом году Grift были заявлены среди участников фестиваля “Metal Over Russia”. Но, опять же, из-за коронавируса фестиваль был перенесен на следующий год. Твоя группа всё еще в лайн-апе?
Да. Grift подтвердил своё участие в фестивале в следующем году. В 2018 году я уже сыграл в России два сольных концерта. Один в Москве и один – в Санкт-Петербурге. Мне очень понравилось играть в России, и в той поездке я встретил много интересных людей. Теперь я с большим нетерпением жду возвращения в Россию уже с полным составом.
Расскажи, пожалуйста, о том, как проходила работа над твоим недавним альбомом “Budet”? Ты использовал прежний подход к сочинению и записи?
Я всегда сам записываю и продюсирую свои альбомы. Единственный момент, когда мне нужна помощь – это мастеринг. Сам процесс записи каждый раз проходит одинаково. Я начинаю с записи ударных и мысленно напеваю мелодии. Затем я записываю гитару, бас, вокал, орган и всё остальное. Чтобы звук немного отличался от альбома к альбому, я обычно меняю кое-что из оборудования. Могу купить новую гитарную педаль или новую тарелку. Мне нравится обходиться в работе дешёвыми и скромными средствами. Вернее, у меня нет выбора! (смеётся)
Альбом, как и все твои предыдущие записи, вышел на лейбле Nordvis Produktion. Нечасто в сфере музыкальной индустрии можно встретить столь длительное взаимодействие с одним издателем. Расскажи о своих взаимоотношениях с этим лейблом: вас связывает только деловое партнерство, или нечто большее?
В основе нашего тесного сотрудничества лежит доверие и дружба. Я очень счастлив работать с лейблом, который понимает моё видение и всем сердцем поддерживает то, что я делаю. Владелец Nordvis сам является художником и создаёт прекрасные и неповторимые вещи.
С годами акустика занимает всё более важное место в твоей музыке. Даже если послушать звучание “Budet”, то совершенно очевидно, что музыка теперь несёт отпечаток твоего опыта исполнения «акустического фолка». Сам контекст музыки несколько изменился. Как ты прокомментируешь эту тенденцию?
Обычно я сочиняю весь материал на старой акустике с нейлоновыми струнами. Так написаны даже мои «металлические» песни. Я думаю, что с годами для меня стало своеобразным вызовом уловить ту суть, которую я хочу донести музыкой Grift, ограничив себя при этом в средствах выражения. А может, это просто со временем так поменялись мои вкусы – тоже может быть. Я получаю гораздо больше, слушая уличного музыканта, чем когда слушаю новый, хорошо спродюсированный метал-альбом.
Мне вот кажется, что учитывая описанную тенденцию и такие твои EP, как “Vilsna Andras Boning”, “Vankelsteg - Mot Okända Hembygder”, было бы закономерно ожидать от тебя в будущем полноценный акустический альбом?
Да, вообще-то я уже сейчас сочиняю материал для полноценного акустического альбома. Запись полностью акустического альбома является вызовом и хорошим стимулом. За прошедшие несколько лет я многое почерпнул от своих очень личных акустических сольных выступлений, поэтому в будущем я рассчитываю делать больше таких шоу.
Кстати, мне кажется очень классной сама идея записать несколько вещей прямо в лесу, используя только гитару и простейший рекордер, как это было с “Vankelsteg - Mot Okända Hembygder”. На мой взгляд, иногда такой минималистический подход намного лучше выражает суть подобной музыки, чем студийные эффекты и дисторшн. Ты со мной согласен?
Я полностью с тобой согласен. Упомянутая тобой кассета является записью моих старых песен, которые я интерпретировал в акустике. Всё это я записал в хижине недалеко от места, где я живу. Это было в мае, как раз запели дрозды, и весь лес был полон жизни.
Не кажется ли тебе, что на сегодняшний день, наряду с фолком, именно блэк-метал (по крайней мере, его часть) является наиболее «экологическим» и «сельским» музыкальным жанром? Именно в таком естественном подходе у блэка и фолка есть много общего.
Я думаю, что так и есть. Кроме того, в 70-х Швеции было достаточно прог-групп, вдохновлённых природой. Но как с этим обстоят дела сегодня, я точно не знаю.
(зато я знаю. Современные классики шведского прога The Flower Kings и Kaipa явно испытали влияние родной Швеции, а некоторые их записи можно упомянуть в числе наиболее заметных альбомов современного прога – авт.)
Многие дай-хард олдскульщики с пеной у рта доказывают, что для того, чтобы блэк-метал был блэк-металом, главным посылом в этой музыке должен быть Сатана. Но недавно Сейдеман из 1349 сказал мне буквально следующее: «Существует определённое чувство, «дух», который должен присутствовать, чтобы блэк-метал был таковым. И я думаю, что он связан с природой». Согласен ли ты с таким утверждением?
Для меня не важно повесить какой-то ярлык на то, что я делаю. Я знаю, что хочу выразить своей музыкой, и в этом присутствует много свободы. Конечно, ты в курсе, что мне нравится блэк-метал и что я черпал в нём вдохновение, будучи ещё подростком. Но ты, наверное, также можешь услышать и понять, что меня вдохновляют и другие музыкальные жанры.
А я знаю и то, что ты испытываешь определенную неприязнь к блэку из-за его рамок и ограничений…
Что ж, я понимаю, что некоторые вещи могут выглядеть более конкретно, если ограничить их условными рамками истинности. Именно так устроены многие системы, чтобы люди чувствовали себя важными и исключительными друг для друга. Но вместе с тем это делается и для достижения того, что кажется ортодоксальным и ограничивающим – например, в религиозной или общинной структуре. Просто когда мне приходится приспосабливаться к элитарным понятиям или ещё каким-то правилам, я чувствую себя очень ограниченным в своей творческой свободе и как человек. Я постоянно бьюсь над вопросами, что есть долг и праведность, и т.п. Но тут речь уже о несколько более серьёзных вещах, чем о том, что такое блэк-метал. (смеется)
Теперь я бы хотел, чтобы мы вернулись в твоё прошлое. Расскажи, как начинался твой путь музыканта, и что на тебя повлияло?
Я начал играть на барабанах, когда мне было двенадцать. Мы с другом открыли для себя панк-музыку и образ жизни альтернативный общепринятому. С тех пор я считаю, что моя музыка и образ жизни идут рука об руку.
Также я знаю, что ты очень образованный человек и у тебя есть образование в сфере искусства, литературы и философии. Расскажи теперь о своём пути интеллектуального, личностного роста и о своём пути в философии. Что привело тебя на этот путь?
Меня с раннего возраста интересовало множество самых разных тем. В университете я изучал несколько разных предметов и в итоге получил степень магистра библиотечного дела и информационных наук. В последние годы я уделял больше времени изучению окружающей меня природы. Я могу сидеть в лесу и наблюдать за дятлом, или нюхать орхидею. Я начинаю больше узнавать о растениях и животных. По тому, как выглядит окружающая среда, я смог продвинуться в понимании, насколько хрупок окружающий нас мир.
Как ты пришел к идее связать воедино оба этих начала? Когда твое увлечение музыкой и увлечение литературой, искусством стали единым целым?
Когда я основал Grift, я решил стараться быть максимально честным в самовыражении. Может это звучит нелепо и претенциозно, но создавать такие честные тексты и песни, к которым стремлюсь я, является намного более сложной задачей, чем это может показаться на первый взгляд. Поэтому я хотел собрать воедино совершенно разные вещи, которые сформировали меня как личность, и извлечь из этого лучшее. Я хочу попытаться избежать всех этих классификаций, жанров и стереотипов, о которых мы с тобой говорили выше, и вобрать всё то, что оказывает на меня влияние.
Мне кажется, что Grift является примером того, как творчество в роке/метале шагнуло намного дальше, если сравнивать с более ранним периодом развития рок-музыки, когда это было просто развлечением. Сегодня некоторые музыканты считают важным передать в своём творчестве определённое ощущение и порой даже философию. Это не плакатные лозунги «общепринятых ценностей», а довольно интровертный подход. Как ты считаешь, такой подход – это естественное развитие или побочный эффект, который не является решающим и не будет играть роль в дальнейшем развитии музыки на метал-сцене?
Хмм, я правда не знаю, что тут сказать. Я могу говорить только за себя и тех своих друзей, которые тоже создают интровертную и эмоциональную музыку. Для меня Grift – очень личный опыт. Иногда я чувствую, что не хочу делиться тем, что создал. Но когда у меня появляется это чувство, я понимаю, что значит это искренне и что другие люди тоже могут как-то прочувствовать то, что я делаю. И тогда мне кажется важным выпустить и донести мою музыку такой, какая она есть.
Изначально Grift был дуэтом, и первые пару лет вместе с тобой в составе был барабанщик Йохан Халлбэк. Почему в итоге ты решил продолжать сам?
Йохан до сих пор играет с нами на концертах. Он один из моих лучших друзей. Мы с ним просто решили, что будет лучше, если я буду делать всё сам, потому что у меня есть целостное видение, и я хочу от Grift большего, чем он.
Первый ЕР “Fyra Elegier” был записан в 2011 году, но вышел только в 2013-м. Почему его выпуск занял столько времени?
Да, всё верно. Мы записали его, но прошло какое-то время, прежде чем я начал связываться с лейблами и подписал контракт с Nordvis.
Честно говоря, я заинтересовался творчеством Grift во многом благодаря твоим фото и видео, которые мне однажды попались на глаза совершенно случайно. На мой взгляд, твои фотографии и видео, которые ты выкладываешь в Facebook и Instagram являются неотъемлемой частью Grift и философии группы. Это так?
Да, это действительно так. Я копаю там, где стою и часто пытаюсь поймать ощущение повседневной жизни, но с иного ракурса. Для меня очень важно, чтобы музыка, тексты, оформление и т.д. передавали единое чувство.
Пожалуйста, опиши место, где ты живешь и какова его роль в твоем творчестве? Расскажи об общем укладе и о людях Вестергётланда. Твои фото, которые ты выкладываешь на Facebook, рождают довольно архаичное ощущение.
Я живу на небольшой горе Киннекулле, расположенной на берегу озера Венерн. Венерн – третье по величине озеро в Европе. Больше только российские Ладога и Онега. В зимние месяцы климат здесь очень сырой и холодный. У нас постоянно влажно и туманно, что можно увидеть на некоторых моих фотографиях. Местные погода, природа и фольклор меня однозначно вдохновляют. Но, как я уже говорил, также существует и много других вещей, которые вдохновляют меня на написание песен. Когда я вернулся на родину несколько лет назад, я решил максимально использовать ситуацию. Я думаю, многие могут понять то чувство, которое я много раз пытался уловить в своей музыке – ощущение, что ты дома, и в то же время тоска по чему-то другому. Где бы я ни был, во мне растёт эта тоска.
Знакомо ли тебе чувство ностальгии по несбыточному? Это что-то вроде трансцендентной тоски.
Думаю, я понял, о чём ты, да. Чем старше я становлюсь, тем большую испытываю ностальгию, когда гуляю по тем же тропам, по которым ходил в детстве. Многие из тех, кто жил здесь, когда я был моложе, теперь мертвы и забыты. У меня осталось много воспоминаний о том, как я играл в поле и в лесу, и я думаю об этом почти каждый день.
В видео и на фото Grift можно увидеть твоего отца. Расскажи о своих взаимоотношениях с ним, и какое место он занимает в контексте Grift? Если я не ошибаюсь, иногда отец помогает тебе при записи, играя на аккордеоне?
Мы нередко помогаем друг другу по разным поводам. Я рад, что он хочет быть частью того, что я создаю. Он играет на аккордеоне в песне “Skarprättaren”, и он читал стихи на презентации в честь выхода EP “Vilsna andars boning”.
Я читал некоторые твои интервью, и у меня возник вопрос: как в тебе уживается способность передавать такую глубокую атмосферу и сосредоточенность на культуре того места, где ты живешь с интересом к другим культурам и готовностью переехать в другое место?
(смеясь) Я думаю, это связано с моим живым интересом ко всему понемногу. Иногда хорошо что-то узнать для себя просто из ближайшего окружения. А иногда полезно вынести знания из совершенно других культур и образа жизни. Найти баланс между всем этим я считаю захватывающим и полезным делом.
Вопрос довольно тонкий, и я знаю, что в Европе нужно быть довольно осторожным с такими темами. Не кажется ли тебе, что сегодняшний индивидуализм и нигилизм в обществе зашли слишком далеко? Сегодня мы видим общество приземленных потребителей, потакающих больным формам истеричной толерантности. Мне кажется, нынешняя западная цивилизация пилит сук, на котором сидит. Тебе так не кажется?
Порой я задаюсь вопросом, способствует ли характерный для западного мира секуляризм тому, что люди становятся внутри всё более пустыми? Но в то же время, может, не так уж хорошо и слишком сильно верить в какие-то высшие силы. У мученичества есть и обратная сторона. Это фундаментальные философские вопросы, которые можно обсуждать вечно. Всё то, что мы спешим заполучить и никогда не получаем в достаточной мере. Назову одного русского писателя, творчество которого я считаю очень захватывающим – это Достоевский. В своём последнем романе «Братья Карамазовы» ему удалось запечатлеть через персонажей эти парадоксальные вопросы, с которыми борются все люди.
В завершение интервью расскажи о ближайших планах Grift. И что бы ты мог сказать тем, кто решил прочитать это интервью, но до сих пор не слышал твоей музыки?
Большое тебе спасибо за интересную беседу. Я рассчитываю следующий год посвятить Grift. В июне у нас запланировано несколько фестивалей и тур по Европе. Я сосредоточусь на сочинении своего следующего альбома, который станет акустическим, и на нём появятся несколько гостей. Тех, кто никогда не слышал Grift, попрошу слушать терпеливо и непредвзято.
Фотографии: Nathalie Ericson
"Budet" cover photo by Erik Gärdefors
Беседовал Alias
14 янв 2021
просмотров: 6610
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
1997-2024 © Russian Darkside e-Zine. Если вы нашли на этой странице ошибку или есть комментарии и пожелания, то сообщите нам об этом
|
|
Сообщений нет
Комментарии могут добавлять только зарегистрированные пользователи.
Вы можете зарегистрироваться на сайте или залогиниться через социальные сети (иконки вверху сайта).