Пожалуй, это до определенного рода симптоматично, что приезд в наш город двух знаковых в своем роде артистов (Billy Idol’a и Ozzy Sobourne’a) совпал с выходом в прокат второй и третьей части Пиратов Карибского Моря. Билли приехал к нам чуть раньше, чем вышла вторая часть, а Оззи чуть-чуть позже – и то, и другое событие было ожидаемо и для многих интересно. Про шоу Billy Idol’a я вспомнил не случайно и позднее к нему еще вернусь, пока же стоит немного сказать об Ozzy. Году в 2002 (если мне не изменяет память), его уже пытались привезти в наш город, афиши с изображением уже на тот момент дедушки рок-н-ролла красовались по всему городу и многие ожидали последних чисел мая с огромным нетерпением, заранее купив билеты. Помню, даже у меня мелькала мысль, что при удачно сданной сессии (или тогда была уже защита какого-то из дипломов), стоит в обязательном порядке посмотреть на ‘великого и ужасного’. Но не срослось (не в том смысле, что защита не состоялась) – концерт в последние дни был перенесен сначала на небольшой срок, а потом и вовсе отменен. О той истории кто-то забыл, кто-то перегорел и уже перестал даже помышлять о походе на шоу, однако большинству история была ‘по барабану’. Увидеть один раз живого Осборна, одного из тех, кто безвозвратно изменил лицо современной музыке, ставшего, по сути, отцом современного heavy metal было не то, чтобы хорошо – это было просто необходимо! За те годы, что разделяли планируемый концерт и концерт состоявшийся, Оззи не прибавилось здоровья, почти не прибавилось и музыки, зато сильно прибавилось в и без того не малой популярности. С успехом прошедшее (или до сих пор идущее?) шоу ‘семейки Озборн’ на MTV побило все предсказуемые рекорды популярности. Для многих это стало неожиданностью, но, думаю, вряд ли на что-то подобное не рассчитывала Шарон, супруга ‘принца тьмы’, та самая, которая сделала сольную карьеру Оззи не только популярной, но и, просто-напросто, возможной. Выпустив впервые за 7 лет новый альбом, Оззи Осборн отправился в европейское турне, начав (о редкий случай!) его с России. Первый концерт тура состоялся в Москве, второй – в Петербурге. Оба города изнывали от небывалой жары, асфальт плавился, ‘котелки’ кипели и ничего не хотелось делать – только на пляж и желательно, побольше купаться. Жару объясняли неким неожиданно нагрянувшим фронтом теплого воздуха, принесенного аж из самой Сахары, но мы то с вами знаем, что жара была совсем по другому поводу – в аду ведь не прохладно, а тут приехал САМ!
Собираться у Ледового в ожидании начала концерта толпа стала еще часов с пяти, а к семи, когда открыли двери на вход, под палящем солнцем собралось уже достаточное количество преданных поклонников, которые словно прорвав плотину, устремились бегом в партер, чтобы занять место получше у самой сцены, дабы весь концерт в тесных объятьях себе подобных лицезреть ЕГО с расстояния вытянутых двух рук. Остальные, не столь ретиво настроенные сограждане, вели себя более спокойно и чинно проходили в зал, где было прохладно и свежо, кто-то ждал друзей у входа, спекулянты, прикрывающиеся обычными историями из серии “У меня вдруг не получилось/жена заболела/ друг уехал в командировку”, пытались заработать лишнюю сотню на билетах в партер (ничего не получилось, потому как в кассе билеты были) – то есть все как всегда. Людей было достаточно для того, чтобы сказать – перед полупустым залом, несмотря на высокие цены на билеты, Оззи играть не придется.
Ровно в 20-00 на сцене появилась группа разогрева. Для многих такое протокольное следование расписанию оказалось неожиданным, однако тем, кто не успел к самому началу переживать не о чем. Наблюдать Black Label Society на сцене – это значит очень сильно любить американскую культуру стоунера, жить и разделять философию байкеров или просто ждать кумира. Я уверен, что большинство терпеливо и молча сносили эти потуги, с трудом называемые музыкой только потому, что дальше был Оззи. Находиться в зале не фанатам больше 5 минут было сложно – кашеобразный звук не прошедших в номерные альбомы Осборна совершенно не хитовых и дико однообразных треков могли вынести только они. Смотреть на все это без звука еще было можно – Закк много менял гитары, также много харкался (это фишка!) и неплохо работал, вот только музыки не было. Совсем не удивительно, что эти 40 минут большая часть пришедших провела за разговорами, перекурами и в барах (где свободных мест практически не было), но никак не около сцены. Надо было видеть облегчение на лицах тех, кто с горящими глазами выходил в момент паузы между Black Label Society & Ozzy Osbourne’a – это сродни тому, что испытывает человек, оставшийся в живых после поездки по горному серпантину с лихачем водителем из горного аула, безбашенно управлявшим многотонным Икарусом или Неопланом (кому как повезло). Но кесарю – кесарево, а слесарю – слесарево. Спустя несколько дней говорить гадости в адрес BLS не хочется – что было, то прошло. Остается только надежда, что я больше НИКОГДА их не увижу.
Когда в начале десятого свет в зале погасили, на сцену величественно выплыл огромный задник, красующийся в миниатюре на каждом билете, а из колонок раздался скрипучий голос: ‘are you crazy?’ зал завопил, так, что, казалось, стены вот-вот рухнут. Оказалось, что это только прелюдия – лишь только Оззи показался, народ завопил и затопал сильнее, чем это доступно фанаткам эмогрупп даже в своих мечтах – кто бы мог подумать, что на такое способны дяди и тети в летах. То есть то, что они способны – это было, в принципе, понятно, но вот чтобы ТАК. В принципе, с этого момента Оззи не нужно было даже петь или что-либо делать на сцене – достаточно повторять одну фразу и просто стоять на сцене, толпа все равно была бы в восторге. Но как говорится в одной из реклам, ваше счастье было бы не полным, если бы… не звучала музыка. Ернический смех сменился знакомым до боли риффом “Bark At The Moon” и безумие началось. И пусть Оззи в ней не всегда попадал нота в ноту (а это его фишка, в противовес плевкам Закка) – это было не важно, важно было другое – перед нами САМ, живой, с блеском в глазах, он не только ПОЕТ, но еще и бегает по сцене – это просто фантастика! Вылив на голову ошалелой публики первое ведро воды в паузе и привычно вопросив всех, кто был на трибунах, про готовность (хотя куда уж больше), зазвучавшее интро к Mr. Crowly вогнало всех в ступор, а театральная пауза почти на минуту и исторгнутый после полный боли полукрик-полувопль: “Mr. Crowly” пробрал до самых косточек, отодвинув на второй план все – и годы ожиданий, и несусветную жару, и цены на билеты, и даже посредственный разогрев. Порой мне кажется, что вот только за такие минуты стоит ходить на концерты, платя за них немалые деньги, именно они дарят тот невообразимый энергетический заряд, чья сила с годами практически не теряется и позволяет пережить трудные минуты. Стоит ли говорить, что в зале безумие продолжалось?
Как только эйфория от долгожданной встречи немного улеглась, внимание стало больше концентрироваться на мелочах. Идущая третьей, первая песня с нового альбома “Black Rain”, в рамках поддержки коего Оззи к нам и приехал, прозвучала на удивление безлико и серо, хотя зал принимал ее лучше, чем можно было бы ожидать. Мощная, сочная и заводная на альбоме, на слабом и среднем звуке она просто потерялась, как бы ни старался Закк, как бы не семплировали голос – она не качала, не пробирала до мурашек, и это было странно… Вряд ли на это обратили внимание те, кто по-прежнему неистово поддерживал Оззи в первых рядах, да и последующая замена московской “Flying High” на отличную “Believer”, на которой, пожалуй, единственный раз за вечер удалось блеснуть басисту, ситуацию почти выправила. Слезливая, но мной лично не любимая “Road To Nowhere” прошла, скорее, фоном, а вот “Suicidal Solution” понравилась от и до – столь классно и эмоционально она была подана. Тем, кто с неослабевающим упорством прыгал и скакал в первых рядах, вновь досталась порция воды из очередного ведра, тем, кто был дальше или вовсе на трибунах, досталась порция отличной музыки – все были довольны, на звук вновь обращали внимания меньше, чем обычно, и все бы ничего, но… Хорошее долго длиться не может – в этом нас, увы, с регулярным постоянством продолжает убеждать течение нашей жизни. Я не особо люблю сольные номера на концертах одного из участников группы, но прекрасно отдаю себе отчет, что это возможность группе перевести дух и в первую очередь, дать немного прийти в себя фронтмену. Но, честное слово, такого кошмара, который творился на сцене в эти 8 минут, я никак не ожидал… Закк играл свой сольный номер, долго, с нелепым выпендрежом, с закидыванием гитары за спину, просовывал ее между ног, с зажатым в зубах медиатором играл на оной, неизменно харкался и плевался, но главное было не это, и даже не общая омерзительная занудность номера. Главным было то, как оно это делал – его сосредоточенность, не наигранная высокомерность настолько контрастировала с позитивом и открытостью Оззи Осборна, что было просто противно. Причем что интересно – Оззи мог петь невпопад, забывать слова или просто откровенно давать петуха – ему все прощалось, Закку вряд ли кто-то простил бы подобное, и от того груз ответственности давил на него с неимоверной силой. Я не зря в самом начале вспомнил про концерт Билли Айдола. В его команде играет Стив Стивенс, гитарист никак не хуже, а по мне так и намного лучше и сильнее Закка, так вот его сольный номер был настолько виртуозен, легок, и главное, непафосен, что оставалось только внимательно следить за каждым движением и не упускать не единого момента, а после окончания снять шляпу и поаплодировать. А тут… каждая секунда давалась все сложнее и сложнее, во всех, кто стоял рядом со мной, желание, чтобы Закк наконец убрался со сцены, читалось в глазах открытым текстом. Услышанный обрывок фразы: ‘А он все еще дро#ит, ну сколько ж можно!’, - кого-то, кто решил во время соло перекурить или освободить организм от лишней жидкости, и вновь вернулся в зал, очень точно характеризовал происходящее.
Возвращение на стену Оззи было воспринято, как манна небесная, но даже оно было не способно изменить безнадежно испорченную атмосферу праздника – шоу четко разделилось на то, что было до соло и то, что было после. На “I Don’t Know”, вещи откровенно слабой и невыразительной, Оззи повеселил народ, подхватив из рук стоящих у сцены флаг с надписью: “Back In USSR, Ozzy”, но прохладный градус никуда не исчез. А дальше… дальше был серьезный повод завидовать тем, кто был на концерте в столицы – в этот самый момент там играли No More Tears, а тут ее просто пропустили и сыграли еще одну балладу, “Here For You” с нового диска. Прошла она совершенно незамеченной и так же безлико, как и первый номер с нового альбома. “I Don’t Wanna Change The World” вновь, было, вернула интерес, но все равно это было уже не то, что-то незримо надломилось, пропало, испарилось – называйте это как хотите. Попытка помириться с залом и поскандировать ‘Оле оле’ удалась наполовину, далеко не все подхватили любимую песню болельщиков…
Единственный раз, когда зал вновь был един, оказалась давно любимая многими вещь “Mama, I Coming Home”. Сотни зажигалок, умолкающий и несколько недоумевающий от слаженного хора Оззи, чувство ностальгии и романтические воспоминания – все эмоции в этот момент слились воедино, и это было действительно здорово! Ну а “Crazy Train” как-то откровенно провалилась – хоть и был привычный крик в начале, зал вроде бы раскачался, но как-то смазался звук, и опять чего-то, может, самой малости, но не хватило. Завершил концерт традиционный “Paranoid”, ставший, скорее всего, все той же галочкой, нежели действительно запоминающимся событием. И… все. От силы 75 минут супротив 87 в Москве. Интересно, что так утомило Оззи, и сколько же песен услышат люди в конце турне?
P.S. Пройдут годы, забудется весь негатив, вызванный бездарным соляком Закка как в группе разогрева, так и по ходу выступления хэдлайнера, в памяти всплывет лишь довольное лицо Оззи с первых минут шоу, лицо человека, наконец-то освободившегося (пусть и на короткое время) от роли марионетки телевидения, лицо человека, который сбросил несколько десятков лет и вернулся в свою молодость. И за это ему большое спасибо, хотя из всех великих и знаковых групп Ozzy Osbourne оставил самое слабое впечатление…
Этого момента многие ждали целых восемнадцать лет, отмены предыдущих концертов очень огорчали, и надежды увидеть живьем Великого и Ужасного таяли с буквально каждым днем. И как гром среди ясного неба стала новость о приезде Оззи в Россию с презентацией нового альбома. Пропустить это событие было невозможно, даже если для этого двум отчаянным придется проехать через пол страны.
За два часа до концерта на лестнице у ледового стояла большая очередь, но, сделав ход конем и перебравшись через ограждение, мы с небольшой группой таких же безумцев смогли миновать первый кордон и были уже непосредственно у входа в Ледовый. Проведя еще час на сильном ветре у закрытых дверей, мы были первыми, прорвавшимися в Ледовый. Однако любопытство сыграло с нами злую шутку - остановившись у лотков с майками, мы увидели огромное количество людей бегущих к входу в зал, спохватившись, мы, присоединились к бегущим, но, увы, было поздно, первый ряд у ограждения был нами безвозвратно упущен, о чем в дальнейшем я очень пожалел.
Народ собирался вяло, хотя до концерта был еще целый час. Сцена была затянута огромным черным занавесом с черепом и логотипом Black Label Society, за ним шла какая-то возня. Скандирование “Закк”, время от времени сменялось скандированием “Оззи”.Пунктуальность “BLS” подвела их, выступление Закка и Co началось, в 19:55, против 20:00, указанных на билете. Никто не ждал столь раннего начала и многие забегали в зал уже во время разогрева. Но, так или иначе, под вой сирены и приветствия: “First Time In St. Petersburg, Black Label Society”, огромный занавес с черепом упал, и первая часть безумства началась. Скажу честно, я не причисляю себя к фанатам Black Label Society, но смотреть живьем их одно удовольствие, музыканты рубили от души.
Сет на две трети был основан на последних альбомах “Mafia” и “Shot To Hell”, но не обошлось и без сюрпризов, “Sufferng Overdue” была спета в новой аранжировке очень похожей на “War Pigs”.
Самым большим разочарованием разогрева, был отвратительный звук в самом начале. Так что удовольствие доставляло только визуальное шоу. Закончив сет хитом Stillborn, спетым со зрителями, и швырнув горсть медиаторов фанам, BLS покидают сцену. Техники с бешеной скоростью стали подготавливать сцену для выхода Принца Тьмы.
Работа по перенастройке оборудования продлилась всего минут двадцать, вскоре свет вновь погас.
И под вступления великой Кармины Бураны, на сцену выбегает ОН! Зал взрывается.
Let The Madness Begin!!! И, о чудо, “Bark At The Moon”, тут уж не сойти с ума просто грех. И все было бы прекрасно, если бы не одно “но”. Толпа зрителей ринулась к сцене, снося с ног даже самых крепких, противостоять такому натиску было невозможно. Начав концерт в третьем ряду, к концу концерта я против своей воли буквально переплыл к середине зала. Возможно, это можно считать претензиями провинциала, видевшего 90% концертов в сидячих залах, но даже знакомые, которые бывали на подобных концертах, утверждают, что такой идиотизм в Питере был впервые.
Однако, закрыв глаза на все неудобства, я наслаждаля каждой секундой общения с Великим и Ужасным. А на него было приятно смотреть, ведь действительно по сравнению с видеозаписями периода 2003 года он был бодр и свеж, прыгал как лягушка, подбегал к краям сцены. С первых же минут начал поливать всех водой из ведра, не щадя никого, за весь концерт таких ведер пролилось порядка пятнадцати штук. Конечно, нужно выделить еще Закка, отпахавшего на все сто, выйдя свежим после практически пятидесяти минутного сольного сета и отыграв с полной отдачей сет с Оззи.
Продолжила концерт песня “Mr. Crowley”, одна из самых любимых сольных творений Осборна. Но снова последовали дикая давка и толкания со всех сторон, так что я практически полностью пропустил самый интересный момент, когда Оззи входит в образ Алистера Кроули, и со злости оттоптал ноги всем, кто толкал меня из стороны в сторону. Следом за ней шла “Not Going Away” с нового альбома “Black Rain”. Эта песня - как главное заявление всем скептикам, что Оззи еще в форме и его рано списывать в запас.
Тут нужно сделать небольшое лирическое отступление. Дело в том, силами российского фан-клуба, для российско-финских концертов был сделан флаг с надписью Ozzy: Back In The USSR, ведь ни для кого, не секрет, что Осборн большой фанат ливерпульской четверки. Еще в Москве, заметив флаг, Оззи поблагодарил за него. В Питере же выйдя на сцену и увидев все тот же флаг, Оззи обрадовался и показал большой палец в сторону флага, а чуть позже и сам решил помахать реликвией. Дотянуться до флага, однако, стоило ему огромных усилий. Но с помощью зрителей из первых рядов он его взял. И О ЧУДО! Флаг российского фан-клуба в руках Великого и Ужасного, это ли не главное вознаграждение за труды фанатов. Помахав им с минуту, Оззи вернул флаг обратно. Мобилизуя все силы, фанаты чудом спасли стяг от варварского разрывания на клочки. Конечно же, после такого внимания со стороны Осборна к флагу, недостатка в желающих помахать им, не было до конца концерта.
К сожалению, по сравнению с московским концертом, изменения сета, коснулись двух отличных вещей “Flying High Again” и “No More Tears”, последнюю я особенно мечтал услышать на концерте, но, увы. Но как говорится “нет худа без добра”, плюсом для Питера стал боевик “Beliver”, не спетый в Москве. После “Beliver” были представлены музыканты, и как всегда был забыт лишь один Закк. И только после скандирования имени бородатого великана, Оззи представил его как: Mr. Zakk Fuckin` Wylde. В группе помимо ветеранов Закка и Майка Бордина было двое новичков. Басист ex-Rob Zombie – Роб “Бласко” Николсон. А также клавишник Адам Уэйкман, сын легендарного Yes`овца Рика Уэйкмана. Однако пока особого впечатления Адам не произвел, больше всего его труды были заметны на вступлении к “Mr. Crowley” и новой балладе “Here For You”, остальное время он мог спокойно перекуривать за сценой.
В середине “Suicide Solution” Оззи снова передал сцену во владение Закка для убойного семиминутного соло, с игрой на гитаре за головой, языком и пивными плевками с совершенно безумной амплитудой. Правда на этот раз обошлось без американского гимна, который Закк так любит вставлять в свои гитарные импровизации. “I`Don`t Know”- главная “открывашка” концертов с начала 80-х годов на этот раз была засунута в середину сета, но хуже от этого никак не стала. Наоборот, не услышав ее в начале, я уже отчаялся услышать ее на концерте, но Оззи преподнес сюрприз, оставив ее практически на сладкое.
Еще одна новая песня, на этот раз баллада, “Here For You” хоть и кажется новой вариацией на тему классических “медляков” вроде “Goodbye To Romance”, “Mama I`m Coming Home”, “Dreamer”, но сама по себе прекрасна и заставила загореть сотни зажигалок и огней в сердцах слушателей. А завершила основной сет “I Don` Want To Change The World”.
Покидание сцены было весьма сумбурным и очень коротким, я даже не понял, что это был липовый уход, возвращение было подобным, музыканты вернулись сами через пару минут и Оззи сразу же задал свой коронный вопрос: “Do You Want One More Song?” Конечно же, да! И зазвучало вступление самой известной баллады, “Mama I`m Coming Home”. В руках снова замигали огни сотен зажигалок. В руках у Закка был тот самый легендарный Gibson с двумя грифами, который все сотни раз видели на видео, но вот вживую, вряд ли.
“All Abooooard!! Crazy Train” –у тех, кто не успел сорвать глотки за весь концерт, была отличная возможность сорвать их на сумасшедшем поезде. Песня ассоциировалась с долгой поездкой в Петербург, а ведь предстояла еще и обратная дорога. Закрыла концерт традиционная “Саббатовская” нетленнка “Paranoid”. Но либо сильный ветер перед концертом охладил настрой зрителей, либо все просто устали, но традиционной поддержки от зала не было, и даже фразы после второго куплета “I Can`t Fuckin` Here You” и “Louder” не расшевелили Питер, а жаль. Поклонившись до пола, Великий и Ужасный, выкинув пару бутылок с водой, покинул сцену.
Первой мыслью, промелькнувшей в голове сразу после окончания концерта, было: “неужели это конец?” Так мало, всего час двадцать и безумие, которого многие ожидали целых восемнадцать лет, окончилось. Очень мало, тем более сет, по сравнению с московским, был короче на одну песню, и еще один выход на бис был бы явно не лишним.
Но во всем нужно искать положительные стороны. Будем считать, что эти первые концерты в России стали разведкой, ведь грядет юбилей Black Sabbath, в следующем году группе 40 лет, и возможен очередной тур, поэтому увидеть Принца Тьмы снова в России есть еще шансы.
Текст: Mr. Crowley
Сет-лист: Black label society
- New Religion
- Long Time
- Sufferin Overdue
- Bleed For Me
- Suicide Messiah
- Fire It Up
- Black Mass Reverends
- Concrete Jungle
- Stillborn
Сет-лист Ozzy Osbourne:
- Bark At The Moon
- Mr. Crowley
- Not Going Away
- Believer
- Road To Nowhere
- Suicide Solution / Guitar Solo
- I Don't Know
- Here For You
- I Don’t Wanna Change The World
- Mama, I’m Coming Home
- Crazy Train
- Paranoid
Сообщений нет
Комментарии могут добавлять только зарегистрированные пользователи.
Вы можете зарегистрироваться на сайте или залогиниться через социальные сети (иконки вверху сайта).