| Седьмой альбом театралов получился очень неоднозначным: с одной стороны он подвергается жестокой критике старыми «прогрессивными» фэнами, которые на чем свет стоит костерят группу и обвиняют их в продажности и коммерциализации музыки, но с другой стороны в и без того немаленькую армию поклонников DT влились те, кто предпочитает более тяжелую музыку вроде Metallica, Pantera и Iron Maiden. К тому же, как мне кажется, такое глобальное утяжеление саунда было вполне закономерным (предпосылки к тому были еще на "Six Degrees Of Inner Turbulence" – вспомнить хотя бы ту же "The Glass Prison"), и это позже признавали сами «театралы» (в видеоистории группы, вошедшей на DVD «The Score», Джон Петруччи рассказывал, что «у нас есть некоторые песни, которые, когда мы их исполняем на концертах, заводят зал с пол-оборота. А не создать ли нам целый альбом таких песен?»; Майк Портной продолжил: «Все вы знаете, что в музыке Dream Theater присутствуют элементы металла. Так получите же их по полной!»)… Но это все прелюдии…
Лично я послушал "Train Of Thought" уже после выхода их знаменитого "Octavarium", и надо сказать, был потрясен до самых пяток. Услышать ТАКОЕ от группы, в свое время прославившейся с отнюдь не самой тяжелой пластинкой «Images And Words», я меньше всего ожидал. Включив «As I Am», я удивился – а действительно ли это Дрим Театр? Может, это какой-нибудь неизвестный публике альбом Метлы или Мейденов, который они решили сейчас выпустить в свет?.. Но, услышав легко узнаваемый голос бессменного вокалиста Джеймса ЛаБри, я отбросил в сторону все сомнения. Однако в глаза (а точнее – в уши) бросились некоторые изменения в этом плане: он стал петь больше в манере Джеймса Хэтфилда, что у него получалось не совсем удачно; во многих песнях альбома используется примоченный вокал (явный закос под бесчисленную толпу заполонивших сейчас Америку, да и не только ее, альтернативщиков), что придает им еще более неприятный оттенок, а в "Honor Thy Father" перед первым припевом слышен (о, ужас!) самый настоящий рэп (а если почитать лирику альбома, то вообще оторопь берет – вы слышали хоть в одной песне Dream Theater самое распространенное американское ругательство fuck? А среди лирики ТоТ я лично нашел две вариации этого слова, причем обе – в песнях Майка Портного "This Dying Soul" и "Honor Thy Father"). Касаемо остальных товарищей: Петруччи своей гитарой задвинул далеко на второй план и бас-гитару Мьюнга, и клавиши Рудесса, и как ни пытался последний вырваться бритвенными запилами своего Korg’a вперед, гитара давила все. Портной же работает в своем духе – неровный ритм, быстрые переходы, однако участились и моменты тупой «альтернативной» долбежки. И так в течение всего альбома. Единственной нехарактерной для ТоТ вещью стала композиция Мьюнга/Рудесса «Vacant» – весьма приятственная баллада, для которой ДТ специально пригласили виолончелиста Юджина Фризена; нехарактерна эта вещь, во-первых, сама по себе (грустная баллада при общем жестком настрое альбома), во-вторых, по длине – средняя длина песен на ТоТ 10-12 минут, а эта длится еле-еле три минуты… Ну, раз уж начал, пройдусь кратко по всем композициям альбома: 1) «As I Am» – начинается с той же ноты, коей завершается "Six Degrees Of Inner Turbulence", идет по нарастающей и резко обрывается жестким клавишно-басовым интро, за которой следует тяжеленный гитарный риффинг Петруччи, похожий на рифф из песни «These Shrouded Temples…» от группы Corrosion Of Conformity, в остальном – вполне типичная «металлическая» вещь; 2) «This Dying Soul» – продолжение Портновской сюиты о 12 ступенях лечения от алкогольной зависимости, ритмичное вступление, вступает Петруччи, затем Рудесс выдает небольшое бритвенное соло на клавишах, а перед началом первого куплета вообще начинается какой-то восточный мотив… Постепенно мелодика ужесточяется и убыстряется, а вокал ЛаБри с обычного часто перескакивает на примоченный, а где-то на отметке 6:40 внезапно врывается рифф из "The Glass Prison" (этот прием в дальнейшем будет характерен и для "Root Of All Evil", в которой будут куски музыки и лирики и из "Glass Prison", и из "This Dying Soul"); 3) «Endless Sacrifice» - начало спокойное, гитарно-размеренное, затем на подхвате Рудесс с коротким проходом на клавишах, и постепенно все раскачивается до трэша (под самый конец)… Главный «герой» как всегда гитарист; 4) «Honor Thy Father» – самая неоднозначная Портновская работа на альбоме, посвященная, как известно, его отчиму (Майка потом спросили, кто вдохновил его на «такое» – потому как лирика, да и сама музыка, очень жесткая и бескомпромиссная – он ответил: «У меня не очень-то хорошо выходят песни о любви, поэтому я решил написать песню о НЕНАВИСТИ»): ярость и негатив так и прут из каждой ноты и каждого слова текста песни, видимо, Майк решил выплеснуть в ней все то, что накопилось в нем за время его отношений с отчимом, в этом ему «помогли» аудиосэмплы из фильма "Magnolia"… И что уж совсем интересно и непонятно – это название песни: «Почитай отца своего»… 5) «Vacant» – о ней было сказано чуть выше: очень красивая мелодия, гармоничное сочетание клавиш Рудесса, виолончели и бас-гитары Мьюнга; 6) «Stream Of Consciousness» – жесткое гитарно-риффовое продолжение темы "Vacant", изредка в общую мелодию вплетаются клавишные, но какой-либо картины они особо не делают, главенствующая роль все равно в руках Джона Петруччи – в его гитаре. Эта песня на сегодняшний день является самым длинным инструменталом в истории Dream Theater (в счет не берутся инструментальные попурри, исполняемые ими иногда на больших концертах); 7) «In The Name Of God» – великолепное завершение альбома: гитарное интро резко переходит в жесткий проигрыш, в котором снова слышатся восточные мотивы, вокал ЛаБри наконец-то стал более-менее похож на «привычный», знакомый каждому ДТ-фанату, он придал этой песне еще большую эмоциональность; а помимо всего прочего в этой песне есть пара скрытых моментов (nugget), к которым театралы внезапно воспылали страстью: на отрезке 5:51–6:07 есть едва различимая на слух знаменитая фраза Майка Портного «eat my ass and balls», зашифрованная в морзянке; а второй nugget, уже более различимый, – это отрывок из военного гимна времен Гражданской войны в США «Battle Hymn Of Republic» (начиная с 12:56). Примечательно, что именно мелодией "In the Name Of God" Dream Theater открывали свой знаменитый концерт в "Radio City Music Hall" 1 апреля прошлого года, который впоследствии вышел на DVD «Score»… Подытожим: этим альбомом ДТ неожиданно удивили всех, доказав, что они тяготеют не только к музыке Yes или King Crimson, но и к Tool, Metallica и иже с ними. Лично до меня он дошел только после третьего полного прослушивания от и до и занимает в моем неофициальном «чарте» заслуженное третье место после "Scenes From A Memory" и "Octavarium".
|