|
Last login: 11 октября 2024, 03:06
|
|
|
|
|
|
| Overkill - это такая, безусловно легендарная, трэш-металлическая группа, у которой вся интрига нового альбома сводится к: продлится на ли на второй десяток лет удачная полоса мощных альбомов, начатая на "Ironbound", или запал иссяк? Признайтесь, что от новости о новом релизе группы весь всплеск эндорфинов свелся к «О, будет чё послушать в апреле».
Репутацию классиков жанра коллектив из Нью-Джерси заработал в первую декаду своей карьеры. Где-то между сырым и полным панковской агрессии (почти как в юности NWOBHM) "Feel the Fire" и грувовым "I Hear Black" (с которого началось движение под гору и у группы, и у жанра в целом) создалось несколько альбомов, ставших ключевыми для становления экстремального металла, убедительно доказавших, что в США на thrash сцене крутость не ограничена только Big 4. Пусть и в монетизации своего творчества никто так и не преуспел. Следующие 10 лет были непростые: не лучшие альбомы группы (как ни крути), кризис жанра в целом, негодные попытки старыми методами создать что-то оригинальное. К середине нулевых вернулись в строй Exodus, создав лучшие свои работы; Testament, подтвердившие реноме главных конкурентов флагманов; с выходом "Killbox 13" дела начали поправляться и у Overkill, а после "Immortalis" напрашивалось создание чего-то более существенного, чем еще один очень квалифицированный, но очень стандартный трэш-альбом.
Ставший thrash-terpiece "Ironbound", спустя 13 лет продолжает отдаваться могучим эхом, создавая позитивные вибрации на сцене и в карьере группы. Что характерно, после него у Overkill дела пошли настолько хорошо, что впервые за 17 лет группа стала попадать в чарты Биллборд, причем не просто бледной тенью, а вполне себе в первую сотню (а с "White Devil Armory" - даже в топ-40).
После зубодробильного "The Wings of War", едва ли не лучшего после "Ironbound", случилось так много форс-мажоров, что анонсированный еще в 2020 году новый альбом пробился к слушателям только сейчас, на четвертом году после предыдущего. Для группы это слишком долгий перерыв, на что же было потрачено время?
"Scorched" получился, на мой взгляд, едва ли не самым хэви-металлическим альбомом Overkill, более мелодичным, чем предыдущие, менее громким, чем предыдущие. В этом плане он больше похож на "Under the Influence", чем на сиквел 2019. На своем хвосте новинка принесла внезапное, почти неоклассическое гитарное вступление в титульном треке. Качающие Саббатовские риффы в "Twist of the Wick". Внезапные UDO'вские марши в "Goin’ Home" и совсем уж UDO-style "Won’t Be Comin' Back" и "Fever". А еще, не раз и не два, мне показалось, что Блитц своим пением уже слишком похож на Диркшнайдера, что раньше так не бросалось в глаза (уши).
А еще группа вполне результативно опровергла старый афоризм, что старого пса новым трюкам не научить: в духе современного агрессивного маркетинга, издавшись в один день с новым альбомом Metallica, релиз явно удачно заонбордил к себе разочарованных ретроградов, которые и спустя 30 лет продолжают ждать очередное прог-эпик-трэш откровение от Металлики.
Набралось и пару ложек дегтя. О явной схожести отдельных треков с поздними работами U.D.O. (особенно с его самой агрессивной работой "Mastercutor") уже сказал. Саунд-продюсирование в этот раз оказалось немного скупее, периодически не хватало того убоя, что был на двух предыдущих релизах. И самое главное: есть ощущение бронзовения, довольной сытости и возрастной респектабельности. Та же Металлика уже две декады мечется в разных стилях, жанрах, пробуя, ошибаясь, косяча, но пытаясь. Overkill не такие отчаянные и внезапные, а значит на очень опасные эксперименты уже не отважатся. Всё, что звучит на этом альбоме, мы все уже слышали и не один раз. Вероятно, услышим еще через год-другой.
Тем не менее – это очень качественная работа. Задачу записать и издать крепкую трэш-металлическую пластинку, на которую не стыдно равняться и новичкам, и опытным стрелкам, считаю выполненной.
|
| |
|
|
|
| Известный, от этого не менее тяжелый наследственный недуг музыкальных коллективов из символичной Big 4: как только ты объявляешь о том, что приступаешь к записи альбома, а тем более озвучиваешь дату релиза, на всем земном шаре целый легион людей, даже где-то очень-очень глубоко в душе, совершенно серьезно полагает, что вот сейчас совершенно точно будет альбом, настоящий аутентичный сиквел к тому самому, великому альбому ... (впиши название), который «наше всё». Отсюда и культивируемый синдром высоких ожиданий, глубоких разочарований, жестких (разумеется, исключительно справедливых) критических замечаний.
Вне сомнений, если ты назвался Metallica, выпустил ряд фундаментальных альбомов (которые прямо или косвенно повлияли не только на конкретную музыкальную нишу, или на тяжелую музыку, или даже на рок-музыку как таковую, а вот прям на всю современную музыкальную индустрию), а еще ты едва ли не самая успешная выступающая современная группа, то чего тут удивляться, что к твоей квартетной персоне повышенное внимание и ревностная оценка всего, что вышло из-под пера. Тем более когда перерывы между альбомами могут измеряться десятилетием.
Не взвешивал на аптекарских весах число возмущающихся тем, что группа вновь (как и предыдущие 25 с лишним лет) не записала альбом в жанре треш-металла или близкородственного, тем не менее это вроде ритуала, о таком принято регулярно писать и упрекать. Однако главная беда группы Metallica в том, что за последние лет 15-20 бронзовения вокруг коллектива полностью и бесследно растворились те, кто мог высказывать критические замечания, претендовать на редактуру материала, влиять на окончательные решения. Проще говоря, хороший литературный редактор и мастеровитый монтажер могли бы безусловно и однозначно спасти эту запись. Как и две предыдущие.
За долгие десятилетия (что поделать, возрастное) четверка потеряла хватку сочинять сложные, техничные, заковыристые, но увлекательные соло, аранжировки, барабанить как боги, нарезать соляки прямо для энциклопедий и учебных пособий. Увы, но теперь прогоняемые по кругу короткие риффы не создают атмосферу эпичности, увлеченного путешествия для слушателя и в целом Музыки с Большой Буквы. Зато легко и просто растягивают хронометраж любой песни чуть ли не в кратной пропорции. Положа руку на сердце, любая из песен на альбоме звучала бы эффектнее и вызывала меньше негатива, если бы длилась не более 5 минут. Нет на альбоме такого материала, которому к лицу многочисленные возвраты к пройденному, сыгранному, спетому. Виновата ли в этом неуверенность в себе (было бы странно), скука, которая с возрастом проявляется в характере, замыленный глаз, восхищенное принятие всего, что сочинялось компашкой... Или полное безразличие к итоговому результату, ибо die hard поклонники купят альбом, еще сотни тысяч придут на концерты даже если группа просто перепоет очередной телефонный справочник, а мелодии сочинит нейросеть.
Всё, что выложили в “72 Seasons”, легко вместилось бы в 50 минут. Такой многообещающий финал "Inamorata" не требовал 11 минут времени. Титульная песня или "You Must Burn!" не тянут на эпичный гимн в духе Iron Maiden 1984-1988 годов или Металликовской "...and Justice for All". Всё это – такая же ловушка псевдомасштабности, как последние альбомы Dream Theater, или бесконечное, и теряющее смысл уже на второй странице, небо над Аустерлицем, в которое всматривался Болконский в поисках ответа на все возможные вопросы Вселенной, который, как известно, прост и краток – 42.
С другой стороны, так ли плох альбом, как его принято громить? Нет. Определенно, в нем есть приятные моменты, он не так прост и прямолинеен, как можно себе вообразить. Он достаточно тяжел, чтобы группу можно было заслуженно держать в лиге тяжелого металла, он не настолько туп (глуп, крив, кос), чтобы брезгливо отмахнуться от факта его существования. Его стоит послушать несколько раз, чтобы мнение о нем было более сформированным и зрелым. В конце концов, если потребность была в трэш-металле, который как боженька молвил, то в один день с этим альбомом вышла новинка Overkill. Да и Западная Германия с известной регулярностью поставляет суровую сталь на потребу ретроградам.
|
| |
|
|
|
| О том, что отличная мелодик-рок-группа Giant планирует выпустить новый альбом, земля стала полниться слухами еще в начале прошлого года. Всего лишь спустя 10 лет, когда был выпущен предыдущий релиз "Promise Land".
Для справки. Группу Giant собрали в 1988 четыре замечательных музыканта: братья Дэнн и Дэвид Хафф, Мик Бригнаделло и Алан Паскуа. К выходу дебютного "Last of the Runaways" за плечами каждого из этих матерых человеков было участие в записи нескольких десятков альбомов-блокбастеров в самых разных жанрах: от Сантаны и Джорджа Бенсона, до Майкла Джексона и Мадонны. Братья Хафф в начале 80-х успели еще сколотить христианскую рок-группу White Heart. Проект Giant был идеальным балансом между модным глянцем Bon Jovi, романтикой Journey и взрослым стадионным роком от U2 или Simple Minds. Как и положено хорошей академической рок-группе 80-х, с приходом гранжа всё пропало в никуда. Музыканты разошлись по студийным проектам, Хафф занялся продюсированием кантри-музыки и не только кантри (Фэйт Хилл, Тим Макгроу, Тейлор Свифт, Bon Jovi, Megadeth).
От оригинального состава в группе остался только барабанщик Дэвид Хафф и басист Мик Бригнаделло. Вместо отца основателя Дэнна Хаффа – пришел гитарист группы Winger Джон Рот. Прошлый альбом был записан с легендарным вокалистом Терри Броком (Strangeways). В этот раз место занял звонкоголосый Кент Хилли из приличной мелодик-рок группы Perfect Plan.
Новый альбом, ожидаемо, оказался весьма неплох. Всё профессионально, толково, энергично, мелодично. Но это не "Last of the Runaways", и даже не "Time to Burn". Алессандро Дель Веккио, который в последнюю пятилетку стал штатным продюсером Frontiers Rec., навел стандартный глянец, свойственный проектам жанра и лейбла, чем еще больше обезличил группу.
Положа руку на сердце, Giant были и останутся проектом Дэнна Хаффа. Он вложил в этот коллектив душу, голос, талант сочинителя и гитариста. Именно с ним проект звучал самобытно и оригинально, выделяясь среди легиона других волосатых мелодичных рок-групп, претендующих на сиюминутную славу и место на MTV. Джон Рот отличный гитарист, но он всегда работал в проекте Кипа Вингера, а с Терри Броком группа звучала как….сольный проект Терри Брока.
Не бойтесь, это я ворчу по-стариковски. Тут есть, что послушать: мощная баллада "Anna Lee", крутые рокешки "Never Die Young", "Don’t Say a Word". "The Price of Love", "I Walk Alone", "Let Our Love Win" также запишу в приличное. Кстати можно похвалить и звук: довольно плотный, чистый, не перегруженный и не кричащий. Альбом даже понравился, в целом. Правда, перед его прослушиванием я напомнил себе о первых работах коллектива, потому восторгов и эйфории не испытал.
Каким будет наступивший год для жанра, пока неясно. Правда анонсировано масса крутых проектов, но подозреваю, что Giant образца 2022 среди них не затеряется и не забудется.
|
| |
|
|
|
| Можно ли записать в жанре, который преисполнен клише (стандартов и условностей) что-то новое, или хотя бы свежее, чтобы хоть как-то выделяться из безликой толпы волосатых серостей, всё еще заливающих миллионы нот о драконах, эльфах с героическими потрясаниями кулаками во имя боевых братств и кожаных курток? Один финско-венгерско-греческий коллектив отвечает на этот вопрос утвердительно.
Антон Кобайнен, лет 5 назад расставшись с другим зверем по имени Battle Beast, забрал с собой свои синтезаторы, гитары и талант писать запоминающиеся мелодии. Будучи человеком увлекающимся и невидящим преграды в виде выработанных за десятилетия правил и условностей пауэр-металла, легко и непринужденно он смешал в одном котле не только мелодичную классику европейского хэви, но и всё наследие italo-disco лейбла ZYX (вроде K.B. Kaps, Scotch, Radiorama и др.), полируя это retrowave атмосферой. Да не испугает слушателя обложка альбома, больше напоминающая заставку мобильной AFK игрушки китайско-корейского производства. Материал хоть и изобилует фельетонами на тему аниме, поп sci-fi и всяческих ретро-игр (от настолок до Atari), но альбом выплавлен из стали самой высокой прочности.
По стандартам Beast in Black альбом стартует с жесткого скоростного хэви-номера в виде "Blade Runner": много гитар, агрессивный вокал и мало синтезаторов. "Bella Donna", несмотря на суровый рифф в духе молодых U.D.O. / Accept, непринужденно соскакивает в мелодичный поп-металл, с глянцевым голосом Янниса. К реверансу в сторону "Total Recall", в смысле к песне "Highway to Mars" (в которой вокалист мягко «троллит» манеру пения Нооры), группа набирает скорость фирменного локомотива, снося к чертям любые условности жанра: хотите техно-дэнс из 90-х – будет вам "One Night in Tokyo", синт-поп пожелаете – нате "Moonlight Rendezvous", боевиков, да погуще – "To the Last Drop of Blood". С эпическим размахом "My Dystopia", фортепианное вступление к которой так напоминает «нетленки» Journey, группа могла бы поставить жирнейшую точку на альбоме, но захотелось «форсануть». Замахнуться на "Battle Hymn", самих героических полубогов-адептов борьбы с фальшивым металлом, в смысле Manowar, для группы с таким концептом – отважное решение, тем не менее, кавер получился исключительно цепляющим. Dance-блокбастер Майкла Джексона, одна из выдающихся песен музыканта (и это не ирония и не сарказм), прекрасно лег на металлические риффы и пошел «в масть» альбому.
С третьего раза интернациональный коллектив записал замечательный альбом, который среди серой массы унылых побасенок современных павер-релизов сияет аки драгоценный камень. Я не знаю какой симметричный ответ должны предложить Battle Beast слушателю, но в конкурентной борьбе 10 баллов я отдаю Гриффиндору. В смысле титановые восемь баллов Beast in Black.
|
| |
|
|
|
| К концу первого десятилетия итальянские энтузиасты на Frontiers собрали солидную колоду «диких карт» мелодичного рока: многочисленные ветераны первого и второго эшелона, знатное число полураспавшихся групп и отдельных сбитых летчиков, немалое число молодых старателей и рекрутов. От тасуемого лейблом раз за разом, в попытке угадать магический эффект от каждой карты в этом бестиарии, качество материала штормило от «выдающаяся новинка в жанре», до «кому в голову могло прийти это издать».
В 2009 году из ключевых персон групп Work of Art (Роберт Салл), Eclipse (Эрик Мартенссон) и Talisman (Джефф Скотт Сото) был собран термоядерный музыкальный автомат, выдавший на-гора шедевр мелодичного рока и ставший этакой вендеттой Джеффа за неуклюжее изгнание из Journey. В процессе сочинения песен к новому альбому, Сото узнал о своем увольнении. Так что, имея на руках очень крепкий материал, и солидный кредит доверия от лейбла, Джефф собрал сильный состав единомышленников, а заодно показал «бывшим», что лишились они более чем крутого участника.
Шли годы. Сото выстроил собственную музыкальную карьеру. Eclipse и Work of Art сами превратились в группы, определяющие конъюнктуру в жанре, а их музыканты активно участвовали в сторонних проектах лейбла. Тем не менее, опыт дебюта был так хорош, что забрасывать это дело было бы совершенно неверным ходом. В 2013 году на прилавках оказался второй альбом проекта. Тот же состав. Тот же жанр. Иной подход. В этот раз профессионализм сыграл несколько мимо ворот, чем получилось в первый раз на искреннем голом энтузиазме.
В период 2012-2013 мелодичный рок огульно совершил крутое пике в очень громкий, плотный, жесткий звук, осовремененные аранжировки и прочие артефакты новомодного мейнстрима. Успех отдельных питомцев Frontiers в международных чартах почему-то мотивировал Серафино Перуджино подгонять звучание в угоду модных течений, как будто бы поколение Instagram/Spotify/«музыки на лету» на полном серьезе заинтересуется новым альбомом очередной пятидесятилетней легенды из 80-х. Тем не менее, такой концепт основательно испортил жанр на следующую пятилетку и альбом W.E.T. был сведен по этим же лекалам.
Второй проблемой стала «звездность» всех его участников, особенно Сото и Роберта Салла: певец подгонял подачу материала под свои актуальные сольные проекты, а лидер Work of Art к тому моменту заметно исписался из-за занятости в целой цепочке проектов: Place Vendome, J.L. Turner, Lionville, Issa, Джими Джемисон и Ферджи Фредериксен и т. п. и т. д., что не могло не сказаться на общем качестве.
Всё стало тяжелее, злее, мрачнее. Тем не менее, крепкие песни, вроде "Rise Up", "Walk Away", "Learn to Live Again", "Broken Wings" (не кавер на Mr. Mister) основательно поднимают альбом на фоне большинства конкурентов. Основная trouble в том, что в 2013 году остальные мелодик-роковые альбомы были значительно хуже, в этой связи рассматриваемый экземпляр может считаться даже хорошим альбомом. А может это просто мои завышенные ожидания?
|
| |
|
|
|
| Еще один четырехлетний перерыв между сольными релизами Стива Оверленда связан с трудолюбием и занятостью музыканта: два номерных альбома FM + концертный релиз, новый альбом старого проекта Shadowman, дебюты новых проектов – Groundbreaker (совместно с музыкантами Work of Art, Street Talk, Vindictiv и вездесущим Алессандро Дель Веккио) и Lonerider (с Саймоном Кирке из Bad Company и старыми друзьями по Shadowland, Thunder и т. п.).
Сработавшись с Томми Денандером над прошлым альбомом, в этот раз Стив пошел по более комфортному пути: тот же продюсер и соавтор, примерно тот же концепт материала. В этот раз проект усилен барабанщиком Оззи, Билли Айдола, Whitesnake Брайеном Тичи и старым приятелем – Брайеном Энтони (басист Стива Уолша).
Вообще, к выходу альбома за плечами Оверленда без малого 40 лет профессиональной карьеры, тем не менее, англичанин сохранил не только свой узнаваемый и характерный вокал, но и чутье на крепкие мелодии и правильных людей, которых стоит привлекать к работе. Поэтому пятый сольный альбом, несмотря на насыщенность карьеры, получился весьма достойным, однако не без подвоха и осечки.
Подвел Томми Денандер. Откровенно запутавшись в своих многочисленных проектах: начиная от Alice Cooper и Deep Purple, заканчивая ATC и Рики Мартином, Томми подготовил сомнительный финальный микс, получившийся то синтетическим, то плюшевым. Из-за чего довольно приличный музыкальный материал не был реализован соответствующим образом: подход Денандера превратил половину рок-номеров в blue eyed soul.
Если пройтись по песням, то нельзя не отметить "Don’t Give Up", "Never Say Die" (отличный рок-номер, в духе Bad Company начала 90-х), неплохие приблюзованные номера "Changin’ Times" и "God Made an Angel". Положа руку на сердце, даже эти отличные песни могли бы звучать еще лучше, если бы альбому повезло с продюсированием. Что касается остального материала, то ему повезло еще меньше: в какой-то момент кажется, что слушаешь новый альбом Simply Red или Майкла Болтона, а не свежий релиз от мэтра мелодичного хард-рока.
Нет, не всё так плохо. С таким-то портфолио, как у собравшихся музыкантов, халтуры не получилось, но альбом кажется очень серьезным шагом назад – в сторону дебюта проекта Overland, только основательно сдобренным соул-балладами. Надеюсь, что через год-другой Стив созвониться с Майком Сламером, с которым в 2014 получился чертов эпик.
|
| |
|
|
|
| Сколько часов в сутках Стива Оверленда? Сколько дней и месяцев в его календарном году? Как этот человек успевает вести такое количество проектов, регулярно записывать свежие альбомы и отыгрывать вполне себе концертные туры – для меня это всё еще остается интригой в нашем 21 веке, где пятилетний перерыв между альбомами, даже у самых мейнстримовых персонажей, давным-давно норма жизни.
После прекрасного альбома 2014 года “Epic” Стив активно взялся за свою основную группу FM, записав масштабный EP “Futurama”, насыщенный альбом “Heroes and Villans”, переиздав классику на все времена “Indiscreet 30”. В 2015 году успел выдать проект в рамках супер-группы Ozon, вместе с товарищем Крисом Оуси (Heartland), а также ветеранами Томми Денандером, Майком Сламером, Билли Гриром и другими. Видимо, работая с этим проектом, и был найден общий язык и интерес с Томми Денандером, который стал куратором нового альбома Стива.
Денандер человек авторитетный, талантливый и очень известный в рамках мелодичного жанра: еще в начале нулевых он отлично проявил себя с проектом Radioactive, где как раз начали свое возвращение на сцену Стив Оверленд и (к сожалению, уже покойный) экс-вокалист Тото – Ферджи Фредериксен. В первую декаду нового века Томми записал немало толковых альбомов, проявил себя хорошим продюсером, отличным мультиинструменталистом и достойным автором. Мне давно было любопытно, почему Томми и Стив не продолжили сотрудничество.
«Contagious», как и положено альбому, над которым с любовью работали профессионалы, блистает всеми гранями таланта его участников. К слову, кроме Оверленда и Денандера в записи участвовали Тони Франклин, Марк Стейнвей и Ларс Крисс (из Lion’s Share, видимо для придания большей тяжести звуку).
В отличие от предыдущих альбомов, Overland версии 2016 отличается чуть большим блюзовым уклоном, появлением Hammond-органа в аранжировках, легким флером тени поздних Rainbow, времен Тернера и… к сожалению, пересмягченным продюсированием от Томми Денандера. Это грустный факт, но в те моменты, когда голос Стива набирает рокерскую мощь, а мелодия напрашивается на громовой аккорд, всё это обволакивается несколько ватным звуком и очень деликатными, буквально плюшевыми обертонами. Увы, и на этом альбоме Денандер не отошел от своих фирменных звуковых изысканий, которыми он продолжает грешить последнюю декаду.
Тем не менее, музыкальный материал подобрался преотличный. Нашлось место крепким рокешникам "Easy on Me", "Edge of the Universe", "Intoxicated". На своем месте мелодичные номера "Every Lonely Night", "Back Where I Belong".
Каким-то удивительным образом получился согласованный конфликт: достаточно тяжелый, плотный материал, искусственно смягченный продюсированием, но звучит увлекательно. Тем не менее, уже пять лет меня не отпускает мысль, что при продюсировании этого альбома Майком Сламером мы могли бы получить шедевр.
|
| |
|
|
|
| Куй железо, не отходя от кассы.
После того, как “High Tension Wire” 2005 года наделал заметный шум в тихой маленькой рощи мелодичного рока, обратив внимание аудитории на группу из Канады, было бы глупо не продолжать в том же духе. Вооружившись нехитрой формулой сиквела чего-нибудь успешного – «тех же щей, да погуще лей», спустя год Final Frontier запустили на орбиту очередной мелодичный диск.
В этот раз денег на запись выделили немного больше, что слышно на первых же нотах вступления скоростной "Freelight". Основной состав группы расширился: теперь это полноценный квинтет, в котором, как у взрослых, есть целых два гитариста и настоящий барабанщик (на дебюте, с учетом куцего бюджета, периодически использовали драм-машину). За счет расширения состава и стабильного финансирования звучание альбома приобретает очертания hard rock, хотя до Harem Scarem или даже Sunstorm тут очень далеко.
Очевидные связи с Journey, Styx, Survivor или Риком Спрингфилдом никуда не делись: всё тот же знакомый, до самых костей восьмидесятницкий мелодизм, полифоничные аранжировки, миллионы клавишных и всё тот же распевный Роб Моратти, прикупивший гелий подороже.
Из очень очевидных хитов, кроме открывающего трека, нельзя не отметить "Foolish Pride", которая подпорчена излишне высоким (читай: писклявым) голосом Роба, а также "Nothing Is Easy", "I Hope You Don’t Mind", "Lion’s Den". Эти песни как будто пришли из саундтреков к кинохитам 80-х и то, что они записаны уже в 21 веке, выдает только современное звучание и более колючий громкий звук.
2006 год для мелодичного рока был исключительным: вышла целая серия альбомов исключительного качества, не только не уступающая классике жанра, но отдельные позиции стали едва ли не лучшими в карьере групп и исполнителей: Toto, House of Lords, Talisman, Slamer, The Poodles, Brother Firetribe, Sunstorm, Leverage, Newman. Учитывая сколь маленький и скромный ареал обитания мелодичного рока, то удивительно, что релиз не затерялся в этой большой волне. "Freelight" и сейчас звучит весьма недурно.
|
| |
|
|
|
| Канадский AOR коллектив, основанный гитаристом/клавишником Младеном и американо-итальянцем Робом Моратти у микрофонной стойки – один из легиона неплохих бэндов, образованный в эпоху солидного ренессанса мелодичного рока, случившегося где-то между 2003 и 2010 годами.
Кто в курсе жанра, тот знает, что в тот момент, благодаря лейблам Frontiers, Escape, AOR Heaven, в строй вернулась целая череда легенд жанра, вроде Journey, Toto, Survivor, Asia. Стряхнули с себя пыль многоопытные сессионщики-сочинители а-ля Джим Петерик, Майк Сламер. Перековались на новую нишу Деннис Вард, Томми Денандер и десятки других достойных субъектов. Нашелся и пышущий энтузиазмом молодняк: не только бесконечная череда скандинавов Urban Tale, Work of Art, H.E.A.T., Reckless Love, но и «коренные» национальности (американцы и канадцы), по сути создавшие в свое время культ мелодичных рок-баллад.
С самого старта, с 2002 года, Final Frontier играли AOR очень густо и очевидно замешанный на наследии Journey. И дело тут не только в схожем мелодизме и не слишком тяжелых аранжировках, с сильными клавишными акцентами, но во многом из-за голоса Моратти: распевный, уверенный вокал итальянца, так похож на молодого Стива Перри, что, признаюсь, не удивился бы, если Journey подобрали его на борт после Стива Оджери. Ближе к первоисточнику поют только Кевин Шалфант (The Storm, Shooting Star, 707) и Хьюго Валенти (Hugo, Hugo/Ramos, Valentine).
Наэлектризованный старт "High Tension Wire", с приятным перебором на ударных и протяжными гитарами, чистый мягкий AOR в "Two Different Worlds" и "Angel of the Lake" (тут коллектив совершает реверанс в сторону Styx), еще один чистокровный Journey в виде "Beauty and the Beast", ну а дальше по списку сплошной jukebox medley из 80-х. К финалу подтянутся "Who’s Gonna Love You Now" и "Let Me Be the One" – еще один привет от Journey из конца 70-х/ранних 80-х.
К очевидным недостаткам отнесу излишне пронзительный и высокий голос Роба Моратти: он словно перед каждой песней накачивается гелием и иногда это напоминает больше пародию на стадионный рок, в духе мюзиклов «Рок на века» или «Евровидение: Пламенная сага». Тот факт, что записи не хватает бюджета побольше и продюсирования покрепче – очевидный признак нишевости материала и скромности лейбла, но в целом всё записано и сведено очень прилично.
В 2005 году в жанре случались работы и покрепче: тут и дебюты Place Vendome и Allen/Lande, сильный материал от Radioactive, Heartland, Bruce Turgon. Однако не признать, что к третьему альбому коллектив очень даже заматерел и на короткий период стал заметным игроком на AOR-сцене, совершенно невозможно. Прошло 15 лет с тех пор, как я услышал этот альбом. Щенячий восторг от каждого более-менее неплохого мелодичного релиза уступил место прагматичности и циничной наслушанности, замешанной на глубоком разочаровании от того, куда вырулил в 10-х годах жанр. Тем не менее, этот альбом всё еще производит самое положительное впечатление и вполне рекомендован к ознакомлению.
|
| |
|
|
|
| Датское королевство, несмотря на наследие «Милостивой судьбы»/«Королевского алмаза» и «Симпатичной горничной», не самая значимая страна на карте тяжелого металла. Творческий путь «артиллеристов» и вовсе состоит из каких-то парадоксов, да казусов: после своего альбома-прорыва (записанного с самим Флеммингом Расмуссеном) следующие два альбома они вынашивали… в общей сложности 20 лет. Зато после «When Death Comes» группа не допускала ни одной откровенной осечки, записывая очень крепкие альбомы на стыке европейского трэша и жесткого американизированного (или германизированного) хэви-металла.
Гитарное братство Штутцеров, которые железной рукой направляли коллектив в суровом море современного металла, пару лет назад осиротело из-за преждевременной смерти Мортена, на место которого взяли молодую кровь, в лице Крэна Мэйера. Некоторые перемены в музыке, которые стали заметны в юбилейной пластинке, явно навеяны омоложением состава.
Нет, на самом деле радикальных переворотов и потрясений группа не запланировала. Скоростная «The Devil’s Symphony», открывающая альбом, вполне фирменная «штучка» в духе позднего материала коллектива. Несмотря на пафосное название, песня «In Thrash We Trust» так же слеплена из скоростного и жесткого теста. Но по мере развития альбома в голове закрадывается мысль: «А это случайно не новый альбом Mystic Prophecy или Primal Fear?".
Смысл в том, что зычный тенор Михаэля Даля, который с 2013 года занимает место за микрофонной стойкой, слишком хорош для сурового трэша. А в связке с новым гитаристом, явно предпочитающим не экстремальные жанры, музыка Artillery как никогда близко разгуливает на пограничье с жестким мелодичным пауэр-металлом. Добавьте к этому почти стадионно-радиоформатный хит «The Ghost of Me» и вы получите группу, которая больше похожа на новых Pretty Maids, чем на северных конкурентов Testament и тех, с кем работал кузнец успеха классической Metallica – Флемминг Расмуссен.
Нет, десятый альбом не подложил свинью слушателю, сохранив все фирменные наработки группы, хороший звук, зычные гитарные риффы. Только за стабильностью и качеством материала прошлых альбомов я не замечал, как Михаэль Даль по тихой воде превращает Artillery из трэш-металл банды в angry-power коллектив. Высокий, сильный и распевный голос постоянно смягчает суровость мелодии с лирикой, а если к этому добавить почти стадионный мелодичный металл «The Ghost of Me», то группа начинает напоминать витязя на распутье, способного свернуть на другую стезю в жанре.
|
| |
|
|
|
| Первый взгляд на обложку нового альбома славянского металл-агента в Бельгии, – Душана Петросси, наводит на мысли, что, быть может, Железная маска заиграет политический ориентированный трэш-металл? Такие обложки были в чести у молодых Megadeth, Toxik, Evildead и им подобным, однако пафосный рыцарь-гигант (сбежавший от HammerFall), пафосно восседающий на троне, позволяет сохранить пафосно-пауэрную атмосферу музыки.
Описать впечатление от очередного альбома предсказуемого последователя неоклассического рафинированного хэви(пауэр) металла, который по молодости наслушался Ингви Мальмстина, а к девяностым усугубил свою клиническую картину знакомством с музыкой Rhapsody и Stratovarius, весьма просто: да, вы не поверите, но это по-прежнему помесь из «Trilogy»/«The Seventh Sign», а также «Legendary Tales» да «Glory to the Brave». Душан всё так же не стесняется скопировать десяток-другой соло, сыгранных лет тридцать назад одним известным шведом, рассказать примерно всё те же истории на сказочную тематику, а заодно поменять вокалиста для очередного релиза.
Вот тут и подкрался пресловутый «нюанс», который подпортил общую картину. Я давно виртуально заключил соглашение с Iron Mask по поводу их альбомов: я прекрасно знаю, что ты сыграешь на альбоме, я знаю, откуда ты это всё берешь, но пока у тебя это получается делать более-менее на уровне, я не буду тебя ругать, так как у большинства героев прошлых десятилетий сейчас всё это получается гораздо хуже. Дело в том, что вокалист Майк Слэмбрук откровенно неудачная замена Диегу Вальдезу, мрачноватая хрипотца которого вполне подходила помрачневшей музыке проекта. Разумеется, новичок с треском проигрывает классическим голосам, прошедшим Железномасковский конвеер – Марку Болзу и Оливеру Хартманну. Справедливости ради и сам материал, сочиненный Петросси, оказался слабее того, что группа выдавала на «Black as Death» и «Diabolica».
Конечно, AFM за четверть века собаку съели на тиражировании подобной музыки, сам Петросси, несмотря на очевидную вторичность его музыки, неплохой старатель-ремесленник, знающий с какого конца браться за гитару, да и к седьмому альбому уже набил руку. Самыми приличными номерами получились песни, на которые выпустили видео: «Tree of the World» и «One Against All» (именно эта вещь оказалась ближе всего к лучшим моментам творчества группы). Попытки поиграть с социально-политическими смыслами превращаются в куртуазные неуклюжести, а возвраты в героические эпосы вышли не такими ладными и складными, как получалось у группы, начиная с «Тени Красного барона».
|
| |
|
|
|
| Довольно значительный (почти 5 лет) перерыв между двумя релизами проекта Стива Оверленда объясняется целым рядом смягчающих обстоятельств: возвращение британской рок-легенды FM в почти классическом составе, которые с 2010 по 2014 записали два полнокровных альбома, а также релиз еще одной группы Стива – Shadowman. Дошла очередь и до именного проекта.
В этот раз лейбл и Стив решили шарахнуть крупным калибром. Запись альбома, продюсирование и работа над материалом доверена профессионалу экстра-класса – Майку Сламеру. Майк – еще одна рок-легенда из Великобритании. Прошел долгий путь в проектах City Boys, The Streets, записал гитарные партии для дюжины глэм-альбомов восьмидесятых (в том числе и отыграв в студии все гитарные партии за, так называемых, гитаристов группы Warrant), а в девяностых, как и большинство музыкантов из мелодичного рока, прибился к небольшому независимому лейблу. Тем не менее, за Сламером числится ряд знаковых работ в жанре: Steelhouse Lane, мощнейший проект с экс-Kansas-овцем Билли Гриром Seventh Key, не менее впечатляющий тандем с Терри Броком (Strangeways), как в именном проекте Slamer, так и в сольнике Брока. К слову, Slamer и Seventh Key едва ли не лучшие альбомы АОР в первом десятилетии XXI века. Для окончательного цементирования тандема на борт взяли ритм-секцию группы Unruly Child Ларри Антонио и Джэй Шаллена.
Результат не только соответствовал высоким ожиданиям, но и во многом их превзошел.
Фирменный, очень техничный подход и почерк Сламера в звучании альбома просматривается с первых же аккордов. Обязательный прог-роковый акцент в партиях ритм-секции, витиеватые соло, холодные, почти нордические, очень чистые и прозрачные кристаллы льда в записи. Студийный перфекционизм (даже в ограниченном бюджете) – еще одна хорошая привычка Майка. В этом плане два британца, что называется, спелись на ура.
К песням нет претензий от слова «совсем». Очень характерная для Сламера открывалка «Radio, Radio» динамична, ритмична и мелодична. Хорошо подходит и к альбому, смотрелась бы и в релизе FM. А дальше начинается образцовый открытый урок в мелодик-рок школе: W.E.T.? Work of Art? Eclipse? Vega? Hold my beer, sir (с английским акцентом)!
АОР-гимны «If Looks Could Kill», «Stranded», образцово-глэмовая «Rags to Riches», мягкая «Liberate My Heart». Всё это разминка перед чудесным АОР-гимном «Down Comes the Night» – одна такая песня, в лучшие годы, обеспечила бы любому альбому попадание в топ-20. Тото-шная «If Your Heart’s Not in It», с игривым соул-ритмом, мощные «Rock Me» и «Wild». Под конец спрятались пространно-философские «The End of the Road» и «Time for Letting Go».
В 2014 году, без шума, пыли и лишнего пафоса, Стив Оверленд и Майк Сламер подарили слушателям одну из сильнейших своих работ и топовый альбом в жанре. В обойме самого Стива Оверленда этот альбом лучший, со времен легендарного «Tough It Out» 1989 года. К слову, Стива можно хвалить авансами: впереди еще два крепких сольника и очень хорошие работы его основной группы – FM.
|
| |
|
|
|
| По меркам скромного и тесного мирка современной AOR сцены, успех дебютной сольной работы Стива Оверленда оказался значительным настолько, что к 2009 году Overland стали флагманом британского лейбла Escape, а Стив получил приличный карт-бланш на запись сиквела.
В Великобритании AOR всегда проходил в качестве «жанр–прикол», стремившиеся к международному успеху британские музыканты играли sophistic pop, густо замешанный на джазе, соул, регги музыке, а те, кто претендовал на статус «серьезных», вроде Стинга, U2, Simple Minds, сочиняли социально-политические лозунги, брали масштабами идей. Простой и понятный рок-романтизм продавался миллионными тиражами у Джона Бон Джови, Брайана Адамса, Ричарда Маркса, Journey и Foreigner, но оборачивался убытками и забвением у английских рокеров.
Тот случай, когда уместно сказать: «У музыканта открылось второе дыхание». С годами ты знаешь свои сильные стороны, точно уверен в том, что делаешь, а пережив череду взлетов и падений, зная, что не нужно отрабатывать миллионные гонорары, можешь себе позволить делать именно то, что тебе нравится и то, что умеешь делать лучше всего.
Новый альбом – новая продюсерская команда и коллектив музыкантов. На записи представлены сливки скандинавского AOR: Мартин Кронлуд (ковавший успех возрожденной Phenomena, Salute, Lover Under Cover, Gypsy Rose и кучи других проектов), Тор Талле (очень востребованный гитарист-сессионщик, работавший с Ричардом Марксом, Робом Моратти, Джо Линн Тернером, Питером Сетерой, параллельно держащий свои проекты Northern Light, Memoria Avenue), Хенрик Томсен.
Кристально чистый звук, мягкое саунд-продюсирование, легкие, но техничные аранжировки, плотный замес из рок-хитов, плавающих мелодий смут-джаза, воздушных баллад и зефирных облачков цепких клавишных и гитарных соло. Таким мне представился в 2009 году «Diamond Dealer».
Стадионный калибр открывашки «Train, Train» – это что-то вроде Бон Джови времен «Crush», американизированный хард-рок продолжится на «You Lift Me Up» и «Coming Home». Мелодичный мелодизм и хитовый привет из 80-х передадут «Where Is The Love», «City of Dreams», «I’m Still Breathing» и «Hearts Don’t Lie». Альбом может похвастаться редким качеством: песен-пустышек и заполнителей пространства CD на «Diamond Dealer» не обнаружено.
Несмотря на короткий перерыв между дебютом и вторым альбомом, релиз оказался серьезным шагом вперед. Стив, обретя уверенность в своих силах, почувствовав поддержку слушателя, воплотил альбом-мечту меломанов, которые скучали по легендарному «Tough It Out», желая именно такое продолжение.
|
| |
|
|
|
| Стив Оверленд. Я бы мог сказать, что он – человек-легенда. Великолепный вокалист, музыкант, автор замечательных песен, культовая личность в жанре AOR.
В принципе, всё вышесказанное – это не ирония, не стеб и не преувеличение. Отец-основатель выдающейся британской мелодик-рок группы FM, вне сомнений, знаковый персонаж в жанре. Во второй половине восьмидесятых FM, под руководством братьев Оверлендов, выпустили несколько альбомов, которые по качеству не уступали американским или канадским монополистам Journey, Foreigner, Toto, Survivor, Loverboy. Увы, при полной творческой победе, финансовый результат был в разы ниже ожидаемого, так что FM к началу 90-х переехал на мелкие лейблы, выпуская скромные альбомы, в основном на потеху японцев и ностальгирующих европейцев. А спустя некоторое время и вовсе распущен.
Особенно значимость и ценность Стива стала расти в геометрической прогрессии с приходом нового века: проекты Shadowman, The Ladder, Voices of Rock наделали немало шума, пусть и в скромном формате субкультуры мелодичного рока. К 2008 году Стив, что называется, «дорос» и до сольной работы.
Студийный фундамент записи собрался более чем солидный: братья Биссонетты (Мэтт и Грэг), взлетевшие с Дэвидом Ли Ротом в его «золотой период», поддержав свою мастер-класс репутацию с Джо Сатриани, Стивом Вэем, Джейсоном Бейкером, Сантаной и даже Энгельбертом Хампердинком и сольником Роберта Дауни мл., заняли место за ударной стойкой и бас-гитарой. Помогал Стив Ньюман (сам по себе личность значимая в британском АОР), за продюсирование, гитару и прочее отвечал швед Андерс Ридхольм (Grand Illusion).
Подобный состав просто обязан был не налажать, что, собственно и получилось.
Мягкий, интеллигентный AOR, с вкраплениями техничной электроники и современным глянцем звукозаписи, похож на классический FM «Indiscreet», только 30 лет спустя. Голос Оверленда, пусть и утратив молодецкую удаль, не перестал брать за душу своей проникновенностью, деликатностью и просто запредельным профессионализмом.
Песни «Evengeline», «Heartache Calling», «After the Fire», «Lost in Paradise» – это полнокровный мастер-класс AOR, мощные хиты жанра, титановый стержень альбома. Хай-тековские «Like a River», титульная «Break Away» осовременивают материал, а слегка приджазованая «Look into Your Eyes» напоминают о мелодичном роке 70-х.
Лет на двадцать раньше альбом мог бы стать началом успешной карьеры молодого поп-рок музыканта, пропуском на MTV, а тираж пластинки, возможно, вернулся бы некоторым количеством «золотых» сертификатов. В 2008 году положительный прием «Break Away» обернулся лишь тихим проходом по нишевым сайтам, скромным фэнзинам, заслужил позитивные рецензии Classic Rock и MelodicRock.com., а тираж альбома хотя бы окупил студийные старания музыкантов.
Не обращайте пристального внимания на мою оценку альбома. С годами я стал критичнее, недоверчивее. К тому же, в последующем Стив, в формате Overland, записал более мощные и эффектные альбомы.
|
| |
|
|
|
| Кризисы среднего возраста, кризисы самоопределения, экзистенциальные кризисы – вещи весьма распространенные в творческой среде, особенно когда за энное количество лет твоя карьера делает серьезный трюк в духе американских горок: вот ты моднейший и востребованнейший музыкант в стране и мире, а вот ты «мощный старик, ценный экземпляр музея ветеранов рок-музыки».
Музыканты Toto не избежали этой участи. После десятилетий работы на крупных студиях и лейблах, занятости в проектах ААА класса, космических гонораров, уже в нулевых годах они вынуждены были переехать в маленький прудик независимого итальянского лейбла Frontiers и работать в узком кругу старых друзей, исполняющих в основном прог-рок, джаз и такой же нафталиновый мелодик-AOR.
После самороспуска в 2008 и нового (крайне удачного) альбома «XIV» на группу накатывала новая веха: 40 лет с момента выхода дебютного альбома. Это дело отметили выпуском бокс-сета, в который добавили юбилейный сборник, в котором оказалось парочка новых песен. Релиз назвали символично: «40 витков вокруг Солнца».
Когда ты разменял седьмой десяток в возрасте, то иногда «гулять, так гулять» и Тото решили выпустить «как бы новый альбом» следом за сборником и бокс-сетом. В определенном возрасте зрелых джентльменов можно позволить себе и прихоти: собственно, альбом вышел и не совсем альбомом, так как в него добавили новые песни из сборника и разбавили кое-каким неизданным материалом. Самым ценным ресурсом релиза стали песни в исполнении братьев Джеффа и Майка Поркаро (!!!).
К слову, именно песни «Devil’s Tower», «Spanish Sea» (была ранее на сборнике) и «Oh Why?» наиболее интересны из всего альбома, конечно, если вы не слышали до этого «40 Trips Around the Sun», иначе еще две дополнительные песни «Struck by Lightning», «Alone» могут зацепить.
В остальном, всё «чин чинарем». Немного старомодно, чуть-чуть лениво и вальяжно, слегка самоуверенно и небрежно, но всё так, как и положено профессионалам – уверенно, крепко, технично, мелодично, добротно.
Порадовал и звук альбома. Конечно, это не эпохальные «IV» или «The Seventh One», но определенно налицо результат качественной студийной работы и сведения материала по заветам своего же «золотого периода».
Опять скромная череда концертов и последующий роспуск группы.
Сейчас коллектив существует в формате «New Toto», в котором костяк составляют Джозеф Уильямс и Стив Люкатер. Посмотрим, со временем, кто еще из выпускников Беркли 1974-1977 годов присоединятся поиграть.
|
| |
|
|
|
| Поймав второе дыхание, молодость, силу и стремление вместе с очень удачным «Falling in Between» группа, по не очень понятным причинам, взяла почти бесконечную паузу. В 2008 году коллектив был распущен.
Музыка и творчество никуда не делись из жизни музыкантов, правда изменились ориентиры, ценности и стремления. Люкатер серьезно увлекся прогрессивной тяжелой музыкой, добавил к себе в портфолио работы с Дереком Шеренианом, Тони Левином, не забыл о джазе (Ларри Карлтон, Джордж Бенсон), поработал и с экс-битлом Ринго Старром. Пейтч всерьез взялся за поп-музыку (работы с Pink), музыку к телевидению, аранжировки и многое другое. Саймон Филиппс, и без того сессионщик «на разрыв», окончательно погрузился в мир техничной рок-музыки Шерениана, Стива Хаккета, а для противовеса – с джазовой пианисткой Хироми. В итоге Саймон к 2013 году покинул коллектив. Не удержался в составе и Бобби Кимбелл, в очередной раз отправившийся строить сольную карьеру. Наиболее ярким моментом у него стала совместная работа с ныне покойным вокалистом Survivor Джими Джемисоном.
К 2014 году в студии случилось маленькое чудо: под одной крышей и с одной целью собрался состав, очень близкий к классическому: вернулся Джозеф Уильямс, басист Дэвид Хангейт (спустя 30 с лишним лет), клавишник Стив Поркаро. За ударную стойку сел Кит Карлок (работавший со Стингом, Крисом Ботти, Джоном Мейером и не только).
Дэвид Пейтч метко назвал студийный процесс «завершением цикла»: группа собралась в студии, которая была всего-то в километре от той студии, где они записывали дебютник, а стилем альбом оказался ближе всего к первым двум работам коллектива.
Положа руку на сердце, «XIV» получился очень крепкой записью. Несколько грубоватым показался только открывающий трек: «Running Out of Time» оставляет ощущение лишнего металла и легкой неуклюжести. Попытка сыграть в тяжелый рок напомнила о неудаче времен «Turn Back». А вот дальше... дальше – это совсем другая история.
Друг за дружкой в ряд следуют очень яркие, цепкие, с интересной аранжировкой и приятным флером ретро-песни. «Burn», «Holy War», «Orphan», эффектные «Chinatown» и «Great Expectations». Уильямс, справившись со своими внутренними демонами (и пристрастием к горячительному), выдал не только хорошую вокальную работу, но и выступил соавтором большинства песен.
У альбома есть одна беда. Звук. Он чудовищный. Он режет, потрошит, терзает, колет, медленно перемалывает ваш разум и делает всё, чтобы ваши уши кровоточили: сведение альбома – это один сплошной «Крик» Мунка. Современный подход к звукозаписи испортил многие толковые альбомы, однако получить такой подвох от группы, которой вручали «Грэмми» (в те времена, когда эта награда была действительно «знаком качества») в области звукозаписи и сведения – обидно втройне.
Релиз альбома был опечален смертью Майка Поркаро. К этому добавились и проблемы со здоровьем у Дэвида Пейтча. Тем не менее, серия концертов в Европе и Японии прошли с немалым успехом. Как показало время, это – еще не конец истории.
|
| |
|
|
|
| Время – лучший целитель. Во всяком случае, так говорят. Однако, если группа остается пассивным наблюдателем утекающего песка из часов, высока вероятность, что время (а за ним и старость) настигнут самым предательским образом.
Блистательная эпоха распевных вокалов, душераздирающих баллад, стадионных гимнов и музыкантов-полубогов осталась где-то в ХХ веке. В начале нового десятилетия (и века) даже лучшим и авторитетным музыкантам часто приходилось довольствоваться скромными ностальгическими концертами, еще более скромной востребованностью новых альбомов. Самым-самым (например, Journey) приходилось зарабатывать карьерой живого аттракциона на концертных площадках казино в Лас-Вегасе.
Где-то в 2003-2004 году у слушателей, подуставших от тяжелых, грязных «модерновых» запилов новой эпохи, снова возникла потребность (пусть и скромная) в приятных мелодиях и ритмах. Один предприимчивый итальянский меломан Серафино Перуджино организовал (еще в конце 90-х) лейбл Frontiers, на котором потихоньку собирал энтузиастов мелодичного рока, навроде британцев Ten, норвежца Йорна Ланде (да-да, викинг начинал с мелодичного хард-рока) и отдельных «сбитых летчиков» и ветеранов Джима Петерика, Кевина Шалфанта, Боба Кейтли и прочих. Через пару лет (внезапно) на лейбле собрались недавние короли ринга: те же Journey, Boston, Magnum, Survivor, ASIA, Winger, Danger Danger, Whitesnake. Прибило к этому берегу и Toto. 2006 год оказался одним из лучших в истории новой волны AOR: Sunstorm, Slamer, Brother Firetribe, Talisman, House of Lords, The Poodles. С сильнейшим альбомом за 10 с лишним лет выступили и Тото.
Группа снова стала секстетом. Шестым участником был выбран матерый, опытный и давно знакомый коллективу клавишник Грег Филлинганес (с ним Люкатер и Пейтч пересекались работая с Майклом Джексоном, Стивеном Бишопом, Ричардом Марксом и легионом других, знаковых музыкантов). Гостем был приглашен бывший вокалист Джозеф Уильямс, появилась и духовая секция в лице группы Chicago.
Музыкально альбом выступает компромиссом между прогрессивным хард-роком «Kingdom of Desire», мелодично-джазовым «The Seventh One», немного глянцевым AOR в лице «Isolation». Но главная особенность релиза – он получился тяжелым, довольно насыщенным, но при этом талантливым.
Открывающий одноименный трек (вновь) заходит на территорию Dream Theater, смягчает его лишь звонкий (и зычный) голос Кимбелла. Не менее технично в «Dying on My Feet» группа сверкает наследием «Hydra». Исполненная Джозефом Уильямсом красивая этно-баллада «Bottom of My Soul» передает привет «Mushanga» с «The Seventh One». Отличный AOR боевичок «King of the World», пусть и утяжелен современным звучанием, но вполне мог бы оказаться на «Isolaton».
От песни к песне все 10 треков заслуживают внимания, а с большего и уважения. Конечно, ни о каких миллионных продажах, как 20 лет назад, речь не велась. Но лейбл предоставил полную свободу музыкантам, в Европе Frontiers обеспечил неплохую (по меркам независимого лейбла) поддержку и раскрутку. В Северной Европе «Falling in Between» прорвался в официальные чарты, вплоть до Tоp-10. В 2006-2007 годах получилось организовать неплохие европейские гастроли и выпустить полноценный концертный альбом (и DVD).
Я позволю себе несколько преувеличить оценку альбому, т. к. спустя 15 лет мне кажутся некоторые моменты угловатыми и неуклюжими, а звучание могло бы быть помягче. Но я помню очень приятные ощущения от прослушивания и радость, что уважаемая группа смогла вернуть себе «спортивную форму».
|
| |
|
|
|
| В конце десятилетия (и столетия) группа собирала камни. Главным и увесистым стал камешек по имени Бобби Кимбелл – звонкоголосый усач с первых четырех альбомов. Помыкавшись со своей наркозависимостью, халтурами на немецкого диско-продюсера Франка Фариана (Fair Corporation), Бобби в 1998 году вернулся в родную группу. Таким образом коллектив практически полностью восстановил золотой состав.
Об альбоме 1999 года можно сказать не слишком много. Объективно – это не худший альбом, который могла записать группа не первой молодости. Более того, в заслугу можно записать и определенную смелость в том, что ветераны принципиально решили не идти на поводу мейнстрима и не сочиняли альбом в популярных рок-вариациях тех лет. «Mindfields» плотная, густая, серьезная работа: жесткий рок, основательно сдобренный техничным прогрессивом и знаниями музыки трех десятилетий, многих жанров и географических широт: африканские этно-ритмы, джазовые/блюзовые течения, академический хард-рок. Понемногу всего.
Одна беда: это получилось очень скучно и выхолощено академично, местами по-стариковски тоскливо и заунывно. Сейчас, спустя два десятилетия, в этой скучности уместно сравнить альбом с записями Queensryche и/или ASIA (до возвращения классического состава Веттон/Даунс/Палмер/Хоу).
На что стоит (или возможно) обратить внимание. Масштабный эпик «High Price of Hate» (без малого 10 минут и вполне конкурент Dream Theater времен «Fallin Into Infinity») и чуть более компактный прог-рок номер «Better World», условно мягкая «Mad About You» и «Melanie» (именные женские песни неплохо получаются у Тото). С большего – всё.
В целом послушать есть что. Но альбом можно было уложить в 10-11 песен и 50-55 минут, ибо музыка на забитом до краев CD, честно говоря, не оправдывает таких масштабов. Для коллектива другого уровня: помоложе и попроще, возможно альбом стал бы успехом или вполне приличным результатом, но для недавнего небожителя софт-рока, это шаги по краю обрыва.
Короткой ремарки (но никак не полновесной рецензии) заслуживает вышедший спустя 2 года сборник каверов «Through the Looking Glass». Пластинка, которой группа халтурно отбилась от обязательств лейбла. Это первое. И второе: испортить замечательную «While My Guitar Gently Weeps» нужно очень постараться. Но Тото настоящие профессионалы и мастера, а потому они сделали невозможное, с превосходным пренеприятнейшим результатом.
Дно достигнуто. История показала, что путь наверх, всё-таки, есть.
|
| |
|
|
|
| Еще пару лет назад девчачьи глаза сияли отблеском огней зажигалок под песню «Miles Away» красавчика Кипа Вингера или «Fly to the Angels» Марка Слотера, а скорость пробега пальцев по грифу Ребом Бичем или Тимом Келли воодушевляло легион пацанов пойти в ближайший муз-маг за гитарой.
К 1995 году девять из десяти групп, игравших волосатый, мелодичный, запильный, глянцевый, стадионный, доступный, и снова мелодичный хард-н-хэви/AOR рухнули крутым пике в самую бездну меломанских интересов. Вот ты был на обложках Guitar World/Rolling Stone/Billboard, выступал эндорсменом Charvel/Kramer/AKG/Pearl/Roland, а вот ты даешь интервью перед концертом в клубе на 100 человек в румынском Бухаресте местному журналисту, и делаешь вид, что ты всё еще успешен, причем в международном масштабе. Хотя вернувшись в родные Штаты, будешь вынужден отложить гитару, повесить косуху на вешалку и пойти работать мерчером в ближайший Уоллмарт.
Нечто подобное случилось и с Toto. Нет, работать бухгалтером или продавцом компьютеров никому из них не пришлось. Люкатер и Пейтч продолжали пользоваться спросом у респектабельных музыкантов: от Лайонела Ричи, до молодняка Boyzone. Колоссальная брешь потери Джеффа Поркаро была заделана прекрасным барабанщиком Саймоном Филипсом, имевшего более чем широкий профиль и богатый опыт музыканта: от Judas Priest (альбом «Sin After Sin») и Джо Сатриани, до Майка Олдфилда (плеяда успешных альбомов 80-х годов) и Ника Кершоу.
Тото стали скромными, сдержанными блюз-рокерами, которые не стеснялись легкого акцента современности. Иногда порывы воодушевления и вольного ветра приподнимали их над сценой, в такие моменты звучание становилось чуть более знакомым, мелодичным, но всё-таки. В одночасье погасший свет софитов, публика, которая всё больше стояла спиной к сцене (в метафорическом смысле), а мелодичные рок-песни безжалостной рукой слушателя проматывались бегунком радиоприемника куда-нибудь в никуда, как будто бы обезоружили всю группу.
Легких и приятных хитов – практически нет. Отдельные вспышки молодости случались в виде «Just Can’t Get to You» (совместное творчество с Гленном Бэллардом), «I Will Remember» (помогал Джордж Линч) и «If You Belong to Me». Более забористые, жирные и тягучие «Gift of Faith», «The Turning Point» и/или «Drag Him to the Roof» – это уже продолжение банкета, начатого в «Kingdom of Desire».
Музыкально всё это близко к Бон Джови середины 90-х, к таким же поздним Ван Хален или Mr. Big, а еще более – к Кенни Уэй Шеппарду, юному блюз-роковому дарованию, заигрывающему с мейнстримом и кантри, а также Уолтеру Трауту и его Радикалам. Хорошо это или плохо – решать вам. По моему субъективному мнению вышеперечисленные группы/музыканты звучали оригинальнее, самобытнее, ярче и индивидуальнее, чем ветераны Тото, пытающиеся из последних сил не потеряться.
|
| |
|
|
|
| Четырехлетний перерыв между «The Seventh One» и «Kingdom of Desire» был заполнен парой-тройкой скандалов, разочарований, передозировок, сольников, сборников и опустошений. Время изящных мелодий, софт-рока, джазовых аранжировок, умелых манипуляций с инструментами – прошло. «Умники-заумники» из группы Toto медленно, но верно перешли в статус динозавров и забронзовевших архетипов из далекого прошлого. В хит-парадах, где воцарились волосатые колледж-рокеры, альтернативщики, мессии гранджа, кислотные техно-биты и бандитские рэперы, для Тото, увы, места не находилось.
Желание сочинять и записывать свою музыку – никуда не делось. Цель была поставлена благородная: группа собралась записать мощный и плотный рок-альбом. Коллектив с секстета усох до квартета. Стивен Люкатер взял на себя работу вокалиста, Пейтч поддержал его на бэке. На борт продюсером взяли Дэнни Корчмара, поднаторевшего в работе с Доном Хэнли, Стивом Перри, Нилом Янгом, за плотный звук отвечал сильнейший мастер микшерского пульта Боб Клирмаунтин, за плечами которого и Роллинг Стоунз и Бон Джови: разные люди и разные эпохи. Ему-то и поручили отреставрировать академическое звучание группы и привести ее в девяностые.
«Kingdom of Desire» радикально отличается от всего, что ранее сочиняла и записывала группа. С одной стороны, высококультурный и техничный подход к делу никуда не делся: десятилетия студийных сессий, джазовый факультет и в целом высокий уровень знаний музыкальной теории – никуда не делись. С другой стороны, это никак не привычный AOR, насыщенный джазовыми ходами и аранжировками, а без пяти минут прогрессив хард-рок, не стесняющий заглядывать через забор к соседям-металлистам. Если бы Люкатер пожестче выкрутил бы gain у себя на комбике, то альбом можно даже спутать с молодыми Dream Theater (ну почти).
Мощный, пыхтящий «Gypsy Train» с первых минут сносит напрочь воспоминания об «Africa», «Hold the Line», «Pamela». Хард-блюзовая «Don’t Chain My Heart» - это уже скорее из вотчины позднего Роберта Планта или The Black Crows. Ставшие синлами «2 Hearts», «The Other Side» уверенно прокладывают асфальт в сторону прогрессив-рока, лишь изредка притворяясь привычными мелодичными хит-мейкерами.
Судьба группы и их нового альбома была незавидна. Американский релиз случился на год позже, чем европейский и альбом в принципе не попал в домашний хит-парад. За месяц до старта продаж скоропостижно скончался Джефф Поркаро: выдающийся белый джаз-роковый барабанщик, автор многих хитов группы. Выручил группу Саймон Филлипс, который, впоследствии, и заменил ударника.
Американская публика никак не оценила изрядно потяжелевший и помрачневший саунд группы, а в Европе дела были не так уж и плохи: более 1 млн. продаж, несколько «золотых» сертификаций.
В целом, альбом получился крепким и профессиональным, правда былой легкости и привычного вдохновения, увы, не просматривалось. На следующие (почти) 15 лет группа погрузилась в пучину творческого кризиса, усталости и депрессии, продолжавшейся до «Falling in Between».
|
| |
|
|
|
| Всяческие сборники всяческих хитов – дело, как известно, конъюнктурное и сугубо выгодное: иногда так удобно группе, если пауза между альбомами затянулось, а что-то подать публике надобно, может быть крайний альбом пошел «не очень», а сборником всегда поправишь дела, лейбл может срубить дополнительный профит следом за успешным альбомом (и турне). В мейнстриме такие подходы популярны и востребованы. Более благородным бывают оказии, когда музыкант возвращается из далекой и давней побывки-перерыва и если в его портфолию был пяток крепких топ-10 хитов, то переиздать/перепеть их не такой и плохой способ подготовить публику к своему возвращению. Но в остальном, казалось бы, о чем тут рассказывать, если все песни давным-давно спеты? За пластинкой в которой прошлое и настоящее всё-таки кроется история, которую стоит рассказать. А все интересные истории обычно о людях, с их успехами, неудачами, интригами, скандалами и расследованиями.
Джозефу Уильямсу указали на дверь, за то, что не было у него матерой закалки братьев Поркаро и Стива Люкатера (или Джаггера с Ричардсом), и торчать на коксе без ущерба общему делу у него не получалось. Хотя подоплека была куда как жирнее, менее благородна и до сих пор вызывает чувство неловкости у Люка. Джозефа уволили за деньги. Довольно большие. И некоторые перспективы.
Несмотря на упадок популярности группы в Штатах, тем не менее, Тото оставались ценным и прибыльным активом лейбла: авторитет музыкантов был непререкаемым, они стабильно участвовали в записи артистов категории «А», альбомы, как ни крути, продавались не так и плохо. Мне не известно, чьим корешем (приятелем, любовником, протеже, кем угодно) был молодой южно-африканец Жан-Мишель Байрон, но именно его назначение к микрофонной стойке агрессивно лоббировалось Columbia. Группе были обещаны очень неплохие деньги на запись, гонорары, раскрутку, давались гарантии на следующий альбом, а также было предложено прокатиться в турне. Люкатер говорит, что «желтый дьявол» взял верх, Джозефа отправили на мороз, мутного типа Байрона взяли на борт.
Жан-Мишель и правда оказался самоуверенным интриганом, стал налаживать связи не сколько в группе, сколько с A&R отделом лейбла, который отвечал давлением на коллектив. Правда одного у него было не отнять: хороший голос, подходящая этно-фьюжн манера исполнения, в целом с ним группа звучала свежо. Четыре новые песни, составившие тот самый «Present», неплохо продолжили тему «The Seventh One», танцевальный рок-сингл «Can You Hear What I’m Saying», очень приятная баллада «Out of Love», почти фьюжн «Animal». Неплохие, к слову, клипы.
Мелкой подлостью в компоновке пластинки стала часть «Past»: альбом «Isolation», как и Ферджи Фредериксен, были позабыты и вычеркнуты. В части DVD версии все три клипа с альбома, всё-таки, были включены.
Сборнику сопутствовал успех. Пролетев в чартах на родине он, тем не менее, неплохо продавался: «платина» в Штатах, штук пять платиновых сертификатов из Японии и континентальной Европы, и столько же «золота». В целом, группа записала себе в дебет еще миллиона 3 своих дисков.
Всё закончилось быстро. Байрона выгнали из группы буквально через год. Группа лишилась контракта с Columbia и стала квартетом. До возвращения в 1998 году Бобби Кимбелла, вокальные партии исполнял Люкатер и Пейтч.
|
| |
|
|
|
| В седьмой раз (так и называется альбом) группе удалось включиться в работу на удивление в стабильном составе, нормальном настроении и без острых противоречий внутри коллектива. Люкатер вспоминал, что это было время, когда каждый старался удивить другого мастерством или исполнения, или сочинения, или, говоря протокольным языком: в коллективе царил дух творчества, созидания и конструктивизма.
Пейтч и Стив Поркаро вернулись после обстоятельных сессий с Майклом Джексоном и его «Bad» с новыми идеями для аранжировок и весьма осовремененным свежим взглядом на музыку собственного коллектива. Люкатер и Джефф наработали портфель в около-джазовом направлении (Дэвид Бенуа, Доктор Джон, Патти Остин и другие), не забывая о хитовом роке, типа Шер, работе над релизом «Blues for Salvador» для Сантаны, параллельно Люк не забывал готовить собственный сольник.
Если же копнуть поглубже, то проблемы коллектива никуда не делись: наркозависимость Люкатера и Джеффа Поркаро осталась с ними, Стив Поркаро, по завершении студийных сессий, заявил, что покидает группу (правда, как честный человек, не бросил Тото перед турне и остался с ними как сессионщик), на кокаин подсел и юный Джозеф.
Лейбл, в этот раз, поверив в материал, дал «зеленый свет» на запись довольно продолжительного альбома и не стеснял в средствах на звуковые изыски. В целом, если забежать вперед, задуманное удалось воплотить.
Приджазованые и эффектные «Pamela» и «Stop Loving You», с духовой секцией группы Chicago, стали синглами и клипами. «Anna» – отличная баллада-реверанс в сторону хита Пейтча «Розанна», танцевальный боевик «You Got Me» как будто пришел лунной походкой из неиспользованного на «Bad» (этакая Тото'шная версия «The Way You Make Me Feel»), атмосферный этно-фьюжн «Mushanga» (музыкальная разминка Джеффа), убойный AOR «Straight for the Heart», «Only the Children», к финалу прилетело немного прогрессива времен «Hydra» – семиминутный «Home of the Brave». Японцам повезло и на их версии появилась вещь, созвучная названию альбома, также продолжительностью в семь минут. Вообще, в музыкальном плане альбом получился очень сильным, и если и уступает в дискографии в группе, то только «Тоtо IV». С таким диском группа имела все шансы вернуть себе «платиновый» статус и уважение критиков.
А вот дальше началась кутерьма. Президент Columbia, гарантировавший приоритет пластинке, покинул свой пост вместе с целым отделом, курировавшим группу, так что, оставшись без раскрутки, пилотный сингл «Pamela» добрался только до 22 места в чартах, а через неделю и вовсе выпал из сотни. Сам альбом грузно шмякнулся только на 64 место в Биллборде и в целом был проигнорирован публикой, став первым диском, который не добился даже «золотой» сертификации. Время Тото прошло в Америке. А вот старушка Европа приняла группу с распростертыми объятиями: если на родине группа очень скромно собирала скромные концертные площадки, то во Франции, Германии, Голландии, Норвегии, Италии и прочих странах Северной и Континентальной Европы стадионы разлетались аншлагами. Прошел год-другой, а альбом умудрился сделать тираж в 4 млн.
Тото не были бы собой, если бы не выкинули фортель. Джозеф Уильямс под конец турне плотно подсел на кокаин и был уволен после турне Джеффом Поркаро, который сам лет 7 плотно сидел на кокаине и алкоголе. Иронично.
Как бы то ни было, но «The Seventh One» категорически рекомендован к прослушиванию, как один из лучших альбомов мелодичного рока восьмидесятых, а также как сильнейший (один из) в дискографии самой группы.
|
| |
|
|
|
| Академический и гиперпрофессиональный подход группы Тото к собственной музыке, в каком-то смысле, сыграл с ними злую шутку. Стараясь играть музыку понятную и приятную большинству меломанов, они, тем не менее, обволакивали простые мелодии в изящные джазовые аранжировки, богатую отделку «черной» музыки (соул, фанк, немного блюза), не стеснялись прогрессивных (артовых) ходов. В этой связи их музыка была слишком сложная для мейнстрима, для эстетов – слишком простая, для матерых рокеров – недостаточно драйвовая, для джазменов – недостаточно импровизационная. Как следствие, лейбл огорчали продажи явно ниже ожидаемого.
Но как бы там ни было, музыканты были по-прежнему востребованы как музыканты, а альбомы, хоть и не так бодро, но продавались. Ферджи Фредериксена «ушли», а на его место (по совету «друзей») взяли сына самого Джона Уильямса (композитора кино, автора музыки к фильмам «Челюсти», «Звездные войны», «Индиана Джонс» и т. п.) – Джозефа. Люкатер вспоминает, что очень опасались, что молодой парень окажется типичным избалованным «барчуком». Но оказалось, что Джозеф парень свойский, скромный, покладистый профи, довольно обаятельный и вполне голосистый. Более того, спустя лет 20 Люкатер его считает самым приятным вокалистом за всю историю группы.
«Фаренгейт» получился этаким компромиссом между соул-джазом ранних работ и прямолинейным AOR прошлого «Isolation». Из перемен уместно вспомнить, что еще с 1984 года группу можно было смело называть «Братья Поркаро и бэнд», так как бас-гитарист Хангейт покинул Toto, а на его место взяли Майка Поркаро, уже третьего в группе.
Возможно, некоторая неуверенность «стариков» в молодом вокалисте стала причиной, что из трех синглов с альбома только «Till the End» с лидирующим вокалом Джозефа. Приятный танцевальный поп-рок, с симпатичным клипом с молодой Полой Абдул – пришелся ко двору MTV тех лет. Две баллады «I’ll Be Over You» и «Without Your Love» исполнены Люкатером. Песни, безусловно, приятные, но до убийственного уровня Journey, Foreigner, Майкла Болтона, Ричарда Маркса или Джона Уайта – не дотянули.
Как и предыдущий релиз, «Фаренгейт» пошел в США со скрипом, и смог добиться «золотого» статуса только спустя 8 лет после выхода. Скромные результаты были и за пределами родины. Худо-бедно пластинка стала, в общей сложности, миллионселлером, но осадочек, как говорится, остался. Кстати, альбом совершенно свободно продавался на территории СССР, благодаря «братушкам» из «Балкантон»: болгары официально выпустили пластинку и довольно приличным тиражом, так что советские меломаны могли давно ознакомиться с творчеством группы, пусть и не с самого выдающегося альбома.
|
| |
|
|
|
| Два года пролетело как во сне. Медовые реки и кисельные берега, объявшие группу после феноменального успеха «Toto IV», отвлекали как могли от работы над новым альбомом. В портфолио участников оказались мега-селлеры Лайонела Ричи, Chicago, Джорджа Бенсона. Если вам в руки попадется успешный альбом популярного исполнителя, работающего в согласии с поп, рок или джазовой музыкой, записанный в период 1982–1985, то почти наверняка на нем будет присутствовать хоть кто-то (или все сразу) из группы Тото. Дополнительно, музыкальной отдушиной (совместно с Брайеном Ино), Тото сочинили саундтрек для провалившегося, но всё-таки дорогущего эпического блокбастера «Дюна».
За успехом приходят и проблемы. Бобби Кимбелл попал в передрягу с кокаином: помимо наркозависимости, вокалисту светил еще и реальный срок. Собственно, колумбийский снег основательно испортил жизнь и Люкатеру и Джеффу Поркаро, а в случае с последним и вовсе ее скоропостижно окончил. Но пока на дворе 1984 год. В хит-парадах взлетели Foreigner, Journey, Van Halen, а большинство звезд с радостью эксплуатируют формулу мелодичного поп-рока, пожиная миллионные продажи.
Бобби Кимбелл не смог удержаться в группе и завершить начатую запись, так что к микрофонной стойке пригласили звонкоголосого блондина из Le Roux и Trillion – Ферджи Фредериксена.
На «Isolation» получилось то, что не вышло с «Turn Back»: простой, понятный слушателю мелодичный AOR. Правда, после изящного «IV», ход получился вряд ли оправданным: намеренно упрощать звучание в угоду радиоэфира. Как итог, группа потеряла индивидуальность и стала звучать, как и большая часть американских поп-рок групп тех лет.
Назвать альбом провальным никак не получается, всё-таки «золото» в США и почти 2 млн. проданных копий в мире. Однако после успеха предыдущей работы, такой результат кажется близким к неудаче.
Так уж вышло, что альбом со временем получил должные комплименты. Послушайте нынешние группы Work of Art, W.E.T., Place Vendome, Urban Tale, Radioaktive, сольные работы Стива Оверленда, The Night Flight Orchestra и вы поймете, что влияние этого альбома более чем значительное. Не отбросить и классные видеоклипы, особенно маленький кино-детектив «Stranger in Town», с Брэдом Дуриффом в главной роли, не менее симпатичную «Hollyanna» (милый закос под подростковые фильмы Джона Хьюза) и образцовый стандарт клипа рок-группы 80-х «Angel Don’t Cry», с Фредериксеном, крутящим микрофонную стойку задолго до Джона Бон Джови и Джоуи Темпеста. Добавьте к этому отличные поп-рок хиты «Endless», «Isolation», «Carmen», «Lion».
Ферджи долго не продержится в группе из-за капризов старожилов, да и собственного амбициозного характера, тем не менее, до самой смерти он будет записывать похожие альбомы, которые, к слову, будут даже лучше, чем то, что записывали после 1992 сами Тото.
|
| |
|
|
|