|
Last login: 24 сентября 2009, 05:56
|
|
|
|
|
|
| "Abacab" - очень хороший в творческом плане альбом и, пожалуй, один из самых необычных альбомов группы. Это был достаточно смелый шаг для Genesis. Плавное смещение в сторону поп-рока от "Wind & Wuthering" (1977) к "Duke" (1980) в один момент неожиданно было прервано. Бэнкс постригся покороче, у Разерфорда закучерявились волосы, а Коллинз уже не отращивал бороду. Группа сменила внешний вид, а уж насколько сильно поменялся звук, словами просто так не передать. Они были готовы захватить массовую аудиторию. По тем временам "Abacab" звучал очень свежо и модерново. Тони Бэнкс, похоже, выкинул все свои старые синтезаторы и обзавелся новеньким оборудованием. Группа очень грамотно и по месту кое-где использует драм-машину.
За что я люблю Genesis 1976-1982 - так это за то, что группа постоянно куда-то двигалась. И я бы не сказал, что в худшую сторону. Нет похожих в музыкальном плане альбомов, каждый из них индивидуален и очень интересен. Неспроста недавно выпущенный первый из трех бокс-сетов охватывает именно этот период.
Чем так хорош "Abacab"? С одной стороны, на фоне предыдущих работ звучит он очень просто и прямолинейно. С другой стороны, он полон озорства и экспериментаторства. Цепляющие риффы, запоминающиеся мелодии, динамичные ритмические рисунки - это все с одной стороны. С другой стороны - разноплановость и уникальность каждой песни, смешение жанров, многочастность композиций тоже присутствуют. Именно такие новаторские, творческие работы и составляют золотой фонд рок-культуры.
Ключевые композиции альбома - "Abacab", "Me and Sarah Jane" и "Dodo/Lurker" демонстрируют нам тот факт, что группа еще не порвала связи со своим прогрессивным прошлым.
"Abacab" - удачное, динамичное начало, сразу задающее настроение всему альбому. Здесь - простой, но въедающийся в голову гитарный рифф, чередующийся с клавишными вставками. Композиция заканчивается продолжительной инструментальной частью, в которой также присутствует достаточно удачная перекличка гитары и клавишных.
"Me and Sarah Jane" - несколько странное, но тем и интересное творение маэстро Бэнкса. Этакий многочастный винегрет из различных стилей. Средняя часть вообще представляет собой быстрое регги. Вот уж чего от Genesis мы до этого не слышали! И конечно же потрясающие клавиши, мелодизм - как всегда все здесь есть.
"Dodo/Lurker" я вообще считаю одним из лучших творений Genesis. Вот уж где таланты и фантазия членов группы развернулись на всю катушку. Достаточно тяжелый звук и мощные, зловещие клавишные. В середине слушателя ждет удивительная, запоминающаяся инструментальная вставка с забавным соло Тони на синтезаторе под ритмичные ударные и синтезированный бас - очень круто!
Дальше еще есть шизоидная "Who Dunnit?" Здесь развлечения Genesis достигают своего пика. Не улыбнуться при прослушивании этой песни-считалочки невозможно.
Я ставлю этому альбому 9 баллов. Ибо до шедевра он не дотягивает, но работа вне всякого сомнения выдающаяся и интересная. Я не вижу за что к пятерке можно приписать минус. Все последующие релизы Genesis уже не отличаются такой свежестью и новаторством.
|
| |
|
|
|
| Если бы я когда-нибудь взялся составлять рейтинг лучших концертных альбомов 70-х, я бы подумал над тем, чтобы поставить этот шедевр на первое место. Это очень яркая, профессиональная, располагающая к себе работа - здесь с теплом и любовью исполнены лучшие композиции с ранних альбомов, а также свежий материал 1976-1977 годов, который демонстрирует неувядающую фантазию и только лишь возрастающий профессиональный уровень группы. Эта пластинка как бы завершает классический период в творчестве группы. В принципе, к 1977 году Genesis достигли всех тех заоблачных высот, о которых они могли мечтать и к которым они уверенно шли на протяжении 8 лет. Возможно, в 1977 году это была самая крутая рок-группа в мире. По крайней мере, среди профессиональных критиков и фанов они заработали себе статус лучшей концертной команды. И эта запись может служить достойным тому подтверждением. Забудьте про панк. 1977 год - это год Genesis. Они все еще были способны собирать стадионы и срывать безумные овации.
Я вообще очень не люблю дотошные посекундные разборы композиций. В них есть что-то тупое и примитивное. Мне кажется, гораздо важнее передать общее настроение, а уж что где начинается, слушатель поймет и сам. Все ниже описанное следует этому правилу.
Если вы слушали этот концертник, а также бутлеги 1976-1980 годов, вы бы обратили внимание, что многие вещи исполняются более быстро, нежели в студийной записи. Тони Бэнкс вытворяет просто какие-то чудеса на клавишных! Послушайте "Cinema Show" со второго диска с Биллом Бруфордом на ударных. На мой взгляд, увеличение темпа исполнения композиций связано с двумя вещами. Во-первых, это увеличивает динамику концерта и захватывает слушателя, во-вторых, это связано с тем, что группе с многогранной и нетривиальной структурой ее музыки просто не хватает рук! Многостаночник Майк Разерфорд, который на студийниках исполнял партии бас-гитары и аккомпонирующей гитары, на концерте, естественно, не может это делать одновременно. Ему здорово помогает его двухгрифовая гитара (бас и 12-струнка) и его роль на концертах очень велика.
Если вернуться к "Cinema Show", то в ней бас-гитара включается только в самом конце, в заключении инструментальной части, а все остальное время используется басовая педаль. Это кстати одна из типичных фишек Genesis - обыгрывание плавных аккордовых последовательностей вокруг одной басовой ноты. Очень ярко этот прием демонстрирует очаровательная баллада "Afterglow" с потрясающими клавишами Тони Бэнкса. Ее исполнение всегда было одним из выигрышных номеров группы.
Гитара Стива Хэккета как никогда хороша и является украшением многих композиций. Послушайте "Firth of Fifth" - в этой композиции сконцентрирован и воплощен огромный потенциал группы. Одно из лучших гитарных соло в истории рок-музыки и клавишные, будоражащие ваше воображение снова и снова. "Cinema Show" - переливчатые триоли Хэккета в песенной части просто очарвательны.
В общем-то, на этом альбоме продемонстрированы все грани Genesis. Именно этим он особенно ценен. Genesis всегда отличались хорошим чувством юмора, вот вам пример: озорная, динамичная "Robbery", "Assault & Battery", в которой есть что-то эйфорическое - просто огромное удовольствие от прослушивания!
Исполнение эпической "Supper's Ready" великолепно. Вообще, трудно к чему-то придраться на этом альбоме. Коллинз хорошо вытягивает вокальные партии. Он, слава богу, не принадлежит к той группе вокалистов, которые на альбомах хороши, а на концертах хрипят и лажают.
"The Lamb Lies Down on Broadway" - просто мурашки по коже от клавишного вступления (а может эти невероятно быстрые и четкие ноты и есть они?). Есть что-то особое в концертном исполнении, чего нет на студийной записи. Оно более резкое и отчетливое.
В целом альбом очень мощный, атсмосферный, динамичный. Каждый раз открываешь в нем новые грани, чего не слышал ранее. Мне кажется, он должен быть интересен многим поклонникам рок-музыки. Это великая работа великой группы. Музыка на все времена. Безусловно, это 10 баллов из 10-ти возможных.
|
| |
|
|
|
| Спорить о вкусах бесполезно, хотя есть вещи, на мой взгляд, поддающиеся объективной оценке. Я совершенно не согласен с автором развернутой первой рецензии, что на данном альбоме "попсовая" лирика. Не стоит путать попсовость и романтизм, недалекую бытовуху и человеческую душевность. Отсутствие заумной высоколобости - еще не показатель уровня и не повод опускать что-либо в более низшую категорию. Тоже самое можно сказать и о музыке. Вообще, как сказал один великий, "все гениальное просто". Практически в любом прог-альбоме можно найти простые и близкие неискушенному слушателю мотивы. Арт-рок не должен сводиться и не сводится к задаче построения только максимально сложных композиций. Если что-то удачно вписывается в канву альбома, это должно в нем присутствовать! Всякие рассуждения типа "первый кирпич в прощание Genesis с арт-роком был заложен на альбоме Nursery Cryme в песне For Absent Friends", которые иногда встречаются в анализе творческого пути рок-групп - полнейший бред. Иногда оно так и есть, но нужно отделять зерна от плевел.
Альбом "A Trick of A Tail" невероятно романтичен и просто обворожителен. Других слов я найти не могу. Genesis стали как никогда мелодичны и легки в звучании. Мне кажется, что эта сверхъестественная легкость, с которой они плетут музыкальные кружева и есть показатель уровня, профессионального мастерства. Это очень зрелая работа, еще один шаг вперед, к недостижимым для других высотам. Для меня этот альбом и его достойный наследник "Wind & Wuthering" являются эталонами мелодизма в рок-музыке.
Фил Коллинз прекрасно справился с обязанностью вокалиста на этой пластинке. У меня практически нет претензий к его вокалу. Замечательная работа.
Кстати, именно на этом альбоме Genesis впервые разделили копирайты и стало ясно, кто есть ху в группе. Основная часть материала альбома сочинена Тони Бэнксом и Майком Разерфордом (имя последнего стоит первым в таких вещах, как "Dance on a Volcano", "Squonk" и "Ripples").
Бэнкс приложил свои золотые руки ко всем трекам, и работа его выше всяких похвал. "Mad Man Moon" - одна из лучших композиций группы, и Бэнкс лишний раз подтвердил свой статус очень талантливого композитора и техничного, изобретательного исполнителя. Его потрясающие арпеджио в инструментальной части песни переливаются и перетекают одно в другое, словно ты оказываешься в сказочном водопаде. Пожалуй, ни один рок-клавишник не пользуется этим техническим приемом так умело и по месту, как Тони, который раскрывает весь его потенциал.
Хэккет написал просто сказочную композицию "Entangled" (ну разве назовешь ее лирику попсовой??), а вот для остального его материала в альбоме места не нашлось. Но тем не менее его необычная, узнаваемая гитара вносит очень большой вклад в звучание группы. На следующем альбоме "Wind & Wuthering" Хэккет развернулся гораздо шире, однако, видимо, недостаточно, чтобы удержать его в группе...
Заключительный инструментал "Los Endos" демонстрирует группу во всей красе. Атмосферные, зловещие клавиши Тони, пулеметный (иначе не назовешь!) бас Разерфорда, энергичные ударные Фила, самобытная и техничная гитара Хэккета - весь этот безумный коктейль дарит истинное наслаждение ценителю качественной, неординарной музыки.
После прослушивания альбома остается ощущение, что ты прикоснулся к чему-то великому, высокому и наверное гениальному... Этот альбом заслуживает наивысшей возможной оценки. В нем НЕТ слабых мест и он может достойно занять место на вашей коллекционной полке и... в вашем сердце.
И последнее - настоятельно рекомендую прослушать альбомы Genesis ремастеринга 2007 года. В том числе и "A Trick of a Tail". Звук потрясающий. И очень хорошо вытянута гитара Хэккета, которую в оригинальных мастерах как-то заглушили клавишами Тони.
10/10
|
| |
|
|
|